Проверяемый текст
[стр. 219]

рые (хотя и не самые опасные для будущего человечества) противоречия будут, вероятнее всего, именно здесь.
Наиболее эффективно (и безболезненно) современный процесс модернизации происходит в тех цивилизациях традиционного типа, где в верхней части шкалы общечеловеческих ценностей стоят дисциплина, почитание старших, принадлежность к коллективу, где светская жизнь не канонизируется церковью, а внешний плюрализм уживается с производственным либерализмом.
Именно такими свойствами обладают многие цивилизации Дальнего Востока.
Значительно сложнее дело обстоит в странах мусульманского Востока.
Здесь тоже идут процессы модернизации.
Но они встречают множество трудностей, которые накладываются на чрезвычайно сложную палитру
внутренних, уже межстрановых и клановых противоречий.
Возникновение зоны нестабильности на этом пространстве является своеобразным цивилизационным ответом на процесс модернизации.
Одной из причин
нестабильности в мусульманском мире является принципиальное неприятие либерализма (и демократии западного образца).
Единство светской и религиозной жизни, декларируемое исламом, вырабатывает совершенно иные, чем на Западе, стандарты бытия —общественного и индивидуального и самого мировосприятия.
И в то же время модернизация
ведёт к утверждению стандартов совершенно определённого вида, которые и были рождены Западом в процессе адаптации его технотронной цивилизации к новым реалиям.
Совершенно не случайны идеи либерализации, соревновательности разных видов собственности, плюрализма в общественной сфере и т.
д.
Они содействуют формированию тех производственных отношений, которые отвечают потребностям развития производительных сил.

Раскрепощённый образ мышления оказался эффективным не только в науке и технике, но и обычной повседневности.
Очень важно, что неприятие новых форм жизни, связанных с
модерниза220
[стр. 70]

70 Можно предположить, что наибольшие трудности в реализации модернизационных процессов должны встречать цивилизации традиционного типа.
Но не всегда бывает так, поскольку традиционные * цивилизации различны.
Некоторые особенности цивилизаций этого типа оказываются весьма восприимчивыми к ряду современных тенденций развития процесса модернизации.
Более того, они могут оказаться весьма полезными при внедрении некоторых новых технологий в практику производства.
Наиболее яркий пример такого утверждения демонстрирует Япония.
В аналогичном ключе происходит и развитие процессов модернизации в ряде других стран Тихоокеанского региона (Тайвань, Сингапур, Таиланд и др.) при всем различии их культур и миропредставлений.
И в ближайшие десятилетия, процессы модернизации в Тихоокеанском регионе будут основным вызовом западноевропейской (и американской) цивилизации Наиболее острые (хотя и не самые опасные для будущего человечества) противоречия будут, вероятнее всего, именно здесь.
Наиболее эффективно (и безболезненно) современный процесс модернизации происходит в тех цивилизациях традиционного типа, где в верхней части шкалы общечеловеческих ценностей стоят дисциплина, * почитание старших, принадлежность к коллективу, где светская жизнь не канонизируется церковью, а внешний плюрализм уживается с производственным либерализмом.
Именно такими свойствами обладают многие цивилизации Дальнего Востока.
Значительно сложнее дело обстоит в странах мусульманского Востока.
Здесь тоже идут процессы модернизации.
Но они встречают множество трудностей, которые накладываются на чрезвычайно сложную палитру
ч* внутренних, уже межстрановых и клановых противоречий.
Возникновение зоны нестабильности на этом пространстве является своеобразным цивилизационным ответом на процесс модернизации.
Одной из причин


[стр.,71]

71 нестабильности в мусульманском мире является принципиальное неприятие либерализма (и демократии западного образца).
Единство светской и религиозной жизни, декларируемое исламом, вырабатывает совершенно * иные, чем на Западе стандарты бытия — общественного и индивидуального — и самого мировосприятия.
И в то же время модернизация
ведет к утверждению стандартов совершенно определенного вида, которые и были рождены Западом в процессе адаптации его технотронной цивилизации к новым реалиям.
Совершенно не случайны идеи либерализации, соревновательности разных видов собственности, плюрализма в общественной сфере и т.
д.— они содействуют формированию тех производственных отношений, которые отвечают потребностям развития производительных сил.

Раскрепощенный образ мышления оказался эффективным не только в науке и технике, но и обычной повседневности.
Очень важно, что неприятие новых форм жизни, связанных с
модернизацией, лежит глубоко в сознании народа (а может быть, и уже в подсознании), сложившегося за тысячелетия его жизни.
Вот почему как ответ на развитие модернизационных процессов в большинстве мусульманских стран расцветает исламский фундаментализм и неизбежно ему сопутствующий терроризм.
К этому можно добавить другое • представление о ценности «земной» жизни, чем на Западе, понимание того, что оружие массового уничтожения становится доступным не только странам, но и отдельным группам людей.
Противоречия между европейскоамериканской и тихоокеанской цивилизацией будут нарастать и дальше, и уже сегодня мы видим ростки будущих трудностей.
Но они будут носить, прежде всего, экономический характер; это будет соревнование в способности эффективно реализовать потенциальные возможности > модернизации.
И его результат молено предсказать — будет постепенное вытеснение Америки из большинства восточных рынков.
В самом деле, тихоокеанские цивилизации более или менее безболезненно приняли те

[Back]