тивопоставляются законам эволюции биосферы. В. И. Вернадский многократно подчёркивает общность биосферы и ноосферы, то, что ноосфера рождается из биосферы. По его словам, «геологический эволюционный процесс отвечает биологическому единству и равенству всех людей», и, кроме того, «идеалы нашей демократии идут в унисон со стихийным геологическим процессом, с законами природы, отвечают ноосфере» [38, с. 9]. По мнению В. И. Вернадского, возникновение человека и человечества —это, безусловно, закономерный период в развитии биосферы, одна из составляющих частей организации живого вещества. Объединение человечества в единое целое обусловлено формированием ноосферы. И в этом тоже проявляется нравственно-этическая компонента его учения. «Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой... перед ним, перед его мыслью и трудом становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть “ноосфера”» [39, с. 12]. Определяющее значение в ходе эволюции биосферы в сферу Разума принадлежит морально-нравственному разуму объединённого человечества, а не только науке. В ноосфере соединяются воедино наука, техника и этический разум человека. Для В. И. Вернадского ноосфера и техническое использование научного знания не тождественны, разум как таковой не сциентичен и не технократичен. Это реализующийся и в науке, и в технике этический Разум. В концепции ноосферы истина, добро и красота неразделимы. Истоки оптимизма Вернадского просматриваются и в его философско-исторической точке зрения, и в научной направленности его позиции. Учение о ноосфере связывается с человеком не случайно. Её нельзя охарактеризовать набором объективных признаков, присущих природе.определённого периода. Главное и, пожалуй, самое существенное для ноосферы — принципиально новый тип связи природы и человека. 22 |
18 Под влиянием Э. Леруа В. Вернадский использовал понятие ноосферы для обозначения будущего этапа в развитии биосферы, когда станет возможным объединение всего человечества на основе гуманистических принципов, когда Коллективный Разум человечества будет выступать доминирующим фактором дальнейшей эволюции человечества в органическом единстве с природой. Переход от биосферы к ноосфере, в которой на смену стихии взаимодействия живых и косных компонентов Земли придет упорядоченное устойчивое развитие, опирающееся на Разум, является, по Вернадскому, закономерным процессом1. Признавая свершившийся факт принципиального изменения структуры биосферы вследствие непропорционального усиления роли одного вида, а также факт все уменьшающихся возможностей саморегуляционных процессов биосферы, человечество должно осознать, что вступило в совершенно новый период развития Земли, предсказанный В.И. Вернадским, переход биосферы в ноосферу, то есть сферу, созданную человеческим Разумом, воплощенным в науке и технике. Этическая компонента в учении Вернадского о ноосфере выражается, прежде всего, в оптимизме и утверждении того, что законы развития ноосферы не противоречат, а продолжают законы эволюции биосферы. Вернадский неоднократно подчеркивает единство биосферы и ноосферы, то, что биосфера рождается из ноосферы. По его словам, «геологический эволюционный процесс отвечает биологическому единству и равенству всех людей», что «идеалы нашей демократии идут в унисон со стихийным геологическим процессом, с законами природы, отвечают ноосфере»2. Тем самым человек и человечество понимались Вернадским как закономерная часть организованности живого вещества, как закономерный этап в эволюции биосферы. Кроме того, нравственно-этическая компонента обнаруживается в учении Вернадского в том, что он связывает *См.: Вернадский В.И. Научная мысль как геологическая сила // Размышление натуралиста. М., 1977. С. 7. 2См.: Там же. С. 9. 19 возникновение ноосферы с превращением человечества в единое целое. «Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть «ноосфера»»'. Ориентируясь на науку, Вернадский развивает оптимистическую концепцию перехода биосферы в сферу Разума, где решающую роль играет не только наука, но и этический разум объединенного человечества. Ноосфера объединяет в себе научный разум человечества с его нравственным разумом и техникой. Вернадский никогда не отождествлял ноосферу с техническим приложением научного знания. В его учении о ноосфере разум понимается не сциентически и не технократически. Это, прежде всего, нравственный Разум, воплощающийся как в науке, так и в технике. Истина, красота и добро едины в ноосфере. Оптимизм составляет важнейший вектор этических размышлений Вернадского, истоки которого можно усматривать и в его философско-исторической позиции, и в его сциентизме. Учение о ноосфере связывается с человеком не случайно. Ее нельзя охарактеризовать набором объективных признаков, присущих природе определенного периода. Главное и, пожалуй, самое существенное для ноосферы принципиально новый тип связи природы и человека. В концепции ноосферы раннего Вернадского прослеживается идея управляемого развития. Но в отличие от представителей советского марксизма, он говорит о возможности и перспективах управляемого развития более осторожно. Он ведет речь лишь об ответственности человека и его разума за дальнейшее развитие биосферы и общества и не высказывает никаких категорических утверждений о содержании соответствующих 1 Вернадский В.И. Научная мысль как геологическая сила // Размышление натуралиста. М., 1977.-С. 12. 141 в формировании ценностей, ибо сконцентрированное в произведениях искусства культурное содержание является наиболее эффективным условием перехода общественно значимых ценностей в личностные. Культура рассматривается как «специфически человеческий способ деятельности», «практически-деятельное единство человека с природой и обществом», «пространство свободы личности», «спектр творческих актов, появляющихся в диалоге», «искусственный мир», осмысленное и символически выраженное отношение человека к природе, обществу и самому себе» и т.д. Причины экологического кризиса не сводимы только к культурным и социальным аспектам, а заключаются в самой сущности человека, имеют основания в глубинных ценностях, которыми руководствуется современный человек. Поэтому для преодоления угрозы глобальной экологической катастрофы необходимо эти ценности выяснить, сформулировать и наметить пути их изменения. До сих пор основные усилия людей были направлены на познание окружающего мира с целью его переустройства и адаптации к себе. В дальнейшем следует ожидать переноса максимума усилий общества на познание феномена человека: не только его физической, но и духовной природы с целью более гармоничной адаптации его к окружающему миру. Не случайно учение о ноосфере связывается с человеком. Ее нельзя охарактеризовать набором объективных признаков, присущих природе определенного периода. Главное и, пожалуй, самое существенное для ноосферы принципиально новый тип связи природы и человека. Понятие ноосферы может быть определено как прогностическое, хотя ее формирование уже началось и само понятие имеет достаточное основание. Речь в нем идет об осмыслении путей развития, о проработанности пространства, в котором человек мог бы выжить, не продолжая губительного воздействия на природу. Другими словами, ноосфера может быть реализована изменением самого человека. Содержание ноосферы не является результатом свободной интеллектуальной инициативы: оно включает в себя необходимость пересмотра вчерашних ориентаций. Абсолютный |