Проверяемый текст
[стр. 220]

цией, лежит глубоко в сознании народа (а может быть, и уже в подсознании), сложившегося за тысячелетия его жизни.
Вот почему как ответ на развитие модернизационных процессов в большинстве мусульманских стран расцветает исламский фундаментализм и неизбежно ему сопутствующий терроризм.
К этому можно добавить другое
представление о ценности «земной» жизни, чем на Западе, понимание того, что оружие массового уничтожения становится доступным не только странам, но и отдельным группам людей.
Противоречия между европейско-американской и тихоокеанской цивилизацией будут нарастать и дальше, и уже сегодня мы видим ростки будущих трудностей.
Но они будут носить, прежде всего, экономический характер; это будет соревнование в способности эффективно реализовать потенциальные возможности
модернизации.
И его результат можно предсказать будет постепенное вытеснение Америки из большинства восточных рынков.
В самом деле, тихоокеанские цивилизации более или менее безболезненно приняли те
формы жизни, которые сопутствуют модернизации.
Но только формы — содержание осталось почти неизменным.
Да и формы они трансформировали под свои стандарты, нашли новые образцы жизни, делая модернизационные
процессы более интенсивными.
В исламском мире эти процессы идут совершенно по-иному.
И предсказать их развитие гораздо сложнее, ибо религией являются сами формы жизни.
Ислам не только религия, это и отношения между людьми, и образец жизни, усвоенный веками, и естественным образом продолжающий доисламские традиции.
Но его неприятие либерализма, некоторых западных стандартов, будет означать отставание в промышленном производстве, в развитии новых идей и технологий.
А новые идеи (и способность их индуцировать) как раз и являются тем основным продуктом, который на мировом рынке определяет положение страны в планетарном сообществе (в нынешнее время куда больше, чем запасы минеральных ресурсов).
Вот почему неприятие некоторых форм жизни, и, главным образом, мышления обрекает
[стр. 71]

71 нестабильности в мусульманском мире является принципиальное неприятие либерализма (и демократии западного образца).
Единство светской и религиозной жизни, декларируемое исламом, вырабатывает совершенно * иные, чем на Западе стандарты бытия — общественного и индивидуального — и самого мировосприятия.
И в то же время модернизация ведет к утверждению стандартов совершенно определенного вида, которые и были рождены Западом в процессе адаптации его технотронной цивилизации к новым реалиям.
Совершенно не случайны идеи либерализации, соревновательности разных видов собственности, плюрализма в общественной сфере и т.
д.— они содействуют формированию тех производственных отношений, которые отвечают потребностям развития производительных сил.
Раскрепощенный образ мышления оказался эффективным не только в науке и технике, но и обычной повседневности.
Очень важно, что неприятие новых форм жизни, связанных с модернизацией, лежит глубоко в сознании народа (а может быть, и уже в подсознании), сложившегося за тысячелетия его жизни.
Вот почему как ответ на развитие модернизационных процессов в большинстве мусульманских стран расцветает исламский фундаментализм и неизбежно ему сопутствующий терроризм.
К этому можно добавить другое
представление о ценности «земной» жизни, чем на Западе, понимание того, что оружие массового уничтожения становится доступным не только странам, но и отдельным группам людей.
Противоречия между европейскоамериканской и тихоокеанской цивилизацией будут нарастать и дальше, и уже сегодня мы видим ростки будущих трудностей.
Но они будут носить, прежде всего, экономический характер; это будет соревнование в способности эффективно реализовать потенциальные возможности
> модернизации.
И его результат молено предсказать — будет постепенное вытеснение Америки из большинства восточных рынков.
В самом деле, тихоокеанские цивилизации более или менее безболезненно приняли те


[стр.,72]

72 формы жизни, которые сопутствуют модернизации.
Но только формы — содержание осталось почти неизменным.
Да и формы они трансформировали под свои стандарты, нашли новые образцы жизни, делая модернизационные
1 процессы более интенсивными.
В исламском мире эти процессы идут совершенно по-иному.
И предсказать их развитие гораздо сложнее, ибо религией являются сами формы жизни.
Ислам не только религия, это и отношения между людьми, и образец жизни, усвоенный веками, и естественным образом продолжающий доисламские традиции.
Но его неприятие либерализма, некоторых западных стандартов, будет означать отставание в промышленном производстве, в развитии новых идей и технологий.
А новые идеи (и способность их индуцировать) как раз и * являются тем основным продуктом, который на мировом рынке определяет положение страны в планетарном сообществе (в нынешнее время куда больше, чем запасы минеральных ресурсов).
Вот почему неприятие некоторых форм жизни, и главным образом мышления, обрекает
народы, их не принявшие, на судьбу неандертальцев в нашей общей экологической нише.
Но добровольно ни один народ не согласится с таким финалом собственной истории.
Если он не сможет принять вызов модернизации, то он * возьмется за оружие.
И никакой контроль не помешает сегодня созданию ядерного оружия, средств его доставки, а также других средств массового уничтожения.
Мировое сообщество должно принять меры, найти в себе силы для глубокого компромисса и глубокой перестройки своей организации, чтобы процессы модернизации не привели к конфликтам между цивилизациями.
Самые опасные противостояния, которые возникнут и уже начинают возникать, будут связаны с проблемами экологии — с проблемами « организации единой жизни под общей крышей непрерывно беднеющей планеты цивилизаций очень разных, имеющих разные шкалы ценностей и лежащих в их основе разных духовных миров.

[Back]