народы, их не принявшие, на судьбу неандертальцев в нашей общей экологической нише. Но добровольно ни один народ не согласится с таким финалом собственной истории. Если он не сможет принять вызов модернизации, то он возьмётся за оружие. И никакой контроль не помешает сегодня созданию ядерного оружия, средств его доставки, а также других средств массового уничтожения. Мировое сообщество должно принять меры, найти в себе силы для глубокого компромисса и глубокой перестройки своей организации, чтобы процессы модернизации не привели к конфликтам между цивилизациями. Самые опасные противостояния, которые возникнут и уже начинают возникать, будут связаны с проблемами экологии —с проблемами организации единой жизни под общей крышей непрерывно беднеющей планеты цивилизаций очень разных, имеющих разные шкалы ценностей и лежащих в их основе разных духовных миров. Конец XX в. поставил человечество и биосферу в совершенно новые ли окажутся пригодными. Новые формы существования людей проявятся, и уже проявляются во всех сферах жизнедеятельности: экономике, культуре, межэтнических отношениях, особенностях гражданского общества и т. д. И они станут определяющими, если люди проявят необходимую общую волю, ясное понимание бесперспективности использования старых стандартов общежития и ориентации на пропагандируемые ныне «общечеловеческие ценности». Человечество подошло к рубежу, за которым оно становится единым организмом и приобретает общую цель —«утверждение и сохранение планетарного гомеостаза популяции homo sapiens». Никакое отдельное государство, даже такое могущественное, как США, самостоятельно не сможет обеспечить собственную стабильность, не говоря о планетарном гомеостазе. Люди в своей массе ещё не осознают происходящего и живут в оковах собственного локального эгоизма, так же как и во времена па222 |
72 формы жизни, которые сопутствуют модернизации. Но только формы — содержание осталось почти неизменным. Да и формы они трансформировали под свои стандарты, нашли новые образцы жизни, делая модернизационные 1 процессы более интенсивными. В исламском мире эти процессы идут совершенно по-иному. И предсказать их развитие гораздо сложнее, ибо религией являются сами формы жизни. Ислам не только религия, это и отношения между людьми, и образец жизни, усвоенный веками, и естественным образом продолжающий доисламские традиции. Но его неприятие либерализма, некоторых западных стандартов, будет означать отставание в промышленном производстве, в развитии новых идей и технологий. А новые идеи (и способность их индуцировать) как раз и * являются тем основным продуктом, который на мировом рынке определяет положение страны в планетарном сообществе (в нынешнее время куда больше, чем запасы минеральных ресурсов). Вот почему неприятие некоторых форм жизни, и главным образом мышления, обрекает народы, их не принявшие, на судьбу неандертальцев в нашей общей экологической нише. Но добровольно ни один народ не согласится с таким финалом собственной истории. Если он не сможет принять вызов модернизации, то он * возьмется за оружие. И никакой контроль не помешает сегодня созданию ядерного оружия, средств его доставки, а также других средств массового уничтожения. Мировое сообщество должно принять меры, найти в себе силы для глубокого компромисса и глубокой перестройки своей организации, чтобы процессы модернизации не привели к конфликтам между цивилизациями. Самые опасные противостояния, которые возникнут и уже начинают возникать, будут связаны с проблемами экологии — с проблемами « организации единой жизни под общей крышей непрерывно беднеющей планеты цивилизаций очень разных, имеющих разные шкалы ценностей и лежащих в их основе разных духовных миров. 73 Конец XX века поставил человечество и биосферу в совершенно новые условия существования, для которых традиционные стандарты жизни вряд ли окажутся пригодными. Новые формы существования людей проявятся — и уже проявляются — во всех сферах жизнедеятельности: экономике, культуре, межэтнических отношениях, особенностях гражданского общества и т. д. И они станут определяющими, если люди проявят необходимую общую волю, ясное понимание бесперспективности использования старых стандартов общежития и ориентации на пропагандируемые ныне “общечеловеческие ценности”. Человечество подошло к рубежу, за которым оно становится единым организмом и приобретает общую цель: “утверждение и сохранение планетарного гомеостаза популяции homo sapiens”. Никакое отдельное государство, даже такое могучее, как США, самостоятельно не сможет обеспечить собственную стабильность, не говоря о планетарном гомеостазе. Люди в своей массе еще не осознают происходящего и живут в окова,\ собственного локального эгоизма, так же как и во времена палеолита и не способны заглядывать в будущее. Они еще не осознают, что, несмотря на разнообразие палитры цивилизаций, без которого человечество просто не выживет, неизбежна некая стандартизация во взаимоотношениях с Природой на основе своего рода свода новых биосоциальных законов или хотя бы общего миропонимания. То обстоятельство, что ойкуменой сделалась вся планета; и что человечество обретает черты организма, т. е. у людей возникает общая цель и определенная потенция для ее достижения, позволяет говорить об экологическом императиве как о некой планетарной системе запретов и о желаемой организации общества, способной в рамках экологического императива обеспечить развитие цивилизаций в данных конкретных природных условиях. Планетарное сообщество должно обрести новое состояние, и в этом новом состоянии оно должно не содействовать деградации тех или иных цивилизаций, а, наоборот, поддерживать и |