Проверяемый текст
[стр. 223]

ствлять какое-то ограниченное время принцип коэволюции (соразвития) человека и природы.
Невозможно считать рациональной организацию современных цивилизованных государств, поскольку в первую очередь именно они нарушают гармонию во взаимодействиях общества и природы и ускоряют надвигающийся экологический кризис.
Мерой рациональности общественной организации является степень согласованности стратегии общества и логики развития природы.
Эта согласованность не гарантирует человечеству стабильного существования, но предоставляет потенциальную возможность этого и способность предотвращать опасные для будущего кризисные ситуации.
Поскольку человек
живёт в мире, который всё время изменяется (и не без участия человека), то представление о конкретных особенностях рациональности тоже меняется со временем.
Поэтому можно говорить лишь
о тех чертах организации общества, которые ему необходимы в современных условиях, требующих, прежде всего, выполнения экологического императива нынешнего дня.
Именно об отдельных чертах, поскольку мы
ещё очень далеки от понимания того, как человечество должно организовать свою жизнедеятельность, чтобы оказаться в силах воплотить общие соображения о коэволюции общества и окружающей среды в реальную систему действий и запретов, достаточных для продолжения человеческой истории.
Можно предположить, что увеличение разнообразия форм собственности будет сочетаться с ростом различных условий и ограничений в
её использовании, т.
е.
с тем процессом, который Маркс называл процессом уничтожения (снятия) частной собственности
[177].
Во многом этот процесс идёт независимо от воли отдельных людей.
Он проявление особенностей самоорганизации общества, его адаптации к изменяющимся условиям существования.
Но в этот стихийный процесс
всё чаще и чаще вмешивается коллективный разум человечества.
Точно так же следует предполагать, что увеличится разнообразие культур,
на224
[стр. 74]

74 развивать их многообразие (подобно биоразнообразию) и их способность к адаптации к меняющимся условиям среды, т.
е.
обеспечивать поддерживающий характер их развития (sustainability) Такое планетарное общество можно назвать рационально организованным.
Это еще не общество ноосферы, но общество эпохи ноосферы, если эта эпоха состоится, обязательно должно обладать рациональной организацией.
Без нее невозможно организовать режима коэволюции.
Возможно ли существование общества, способного следовать принципам экологического императива, и не противоречащее логике развития Природы и природе человека.
Невозможно реализовать экологический императив без утверждения императива нравственного.
Современное человечество не способно в обозримом будущем отказаться от идеологии потребления и обеспечить реализацию условий экологического императива, но без утверждения подобных принципов люди просто не выживут, не сумеют справиться с надвигающимся экологическим кризисом.
Рационально организованное общество способно осуществлять какое-то ограниченное время принцип коэволюции (соразвития) человека и природы.
Невозможно считать рациональной организацию современных цивилизованных государств, поскольку в первую очередь именно они нарушают гармонию во взаимодействиях общества и природы и ускоряют надвигающийся экологический кризис.
Мерой рациональности общественной организации является степень согласованности стратегии общества и логики развития природы.
Эта согласованность не гарантирует человечеству стабильного существования, но предоставляет потенциальную возможность этого и способность предотвращать опасные для будущего кризисные ситуации.
Поскольку человек
живет в мире, который все время изменяется (и не без участия человека), то представление о конкретных особенностях рациональности тоже меняется со временем.
Поэтому можно говорить лишь


[стр.,75]

75 о тех чертах организации общества, которые ему необходимы в современных условиях, требующих, прежде всего, выполнения экологического императива нынешнего дня.
Именно об отдельных чертах, поскольку мы
еще очень 1 далеки от понимания того, как человечество должно организовать свою жизнедеятельность, чтобы оказаться в сила,х воплотить общие соображения о коэволюции общества и окружающей среды в реальную систему действий и запретов, достаточных для продолжения человеческой истории.
Можно предположить, что увеличение разнообразия форм собственности будет сочетаться с ростом различных условий и ограничений в
ее использовании, т.
е.
с тем процессом, который Маркс называл процессом уничтожения (снятия) частной собственности1.

Во многом этот процесс идет независимо от воли отдельных людей.
Он — проявление особенностей самоорганизации общества, его адаптации к изменяющимся условиям существования.
Но в этот стихийный процесс
все чаще и чаще вмешивается коллективный разум человечества.
Точно так же следует предполагать, что увеличится разнообразие культур,
национальных и религиозных особенностей жизни людей, отвечающих разнообразию их духовных миров.
И, тем не менее, необходимость реализации требований экологического императива, а также интеграции экономики в интересах обеспечения • стабильности планетарного сообщества вызовет появление в общественных структурах некоторых общих черт: систем экологических законов и соответствующих органов контроля, единых правил финансового обращения, признания главенства решений ООН, самоограничения суверенитетов и т.
д.
Эти новые особенности должны обусловить постепенное развитие процесса ноосферогенеза, т.
е.
перехода биосферы в состояние ноосферы.
Но определенная унификация будет возникать даже независимо от тех * требований стандартизации, которые являются следствием экономической интеграции и уже активно реализуются во многих странах.
Подобный Маркс К.
и Энгельс Ф.
Сочинения.
М , 1978.

[Back]