циональных и религиозных особенностей жизни людей, отвечающих разнообразию их духовных миров. И, тем не менее, необходимость реализации требований экологического императива, а также интеграции экономики в интересах обеспечения стабильности планетарного сообщества вызовет появление в общественных структурах некоторых общих черт: систем экологических законов и соответствующих органов контроля, единых правил финансового обращения, признания главенства решений ООН, самоограничения суверенитетов и т. д. Эти новые особенности должны обусловить постепенное развитие процесса ноосферогенеза, т. е. перехода биосферы в состояние ноосферы. Но определённая унификация будет возникать даже независимо от тех требований стандартизации, которые являются следствием экономической интеграции и уже активно реализуются во многих странах. Подобный процесс происходит в силу того, что человечество —единый вид и множеством связей оно вступает во взаимодействие с природой как единое целое. Человечество просто не сможет выжить на Земле, не обретя некоторых общих стандартов в своих взаимоотношениях с природой. Рациональное общество —это общество, идущее в эпоху ноосферы (существующее в этой эпохе), т. е. целенаправленно стремящееся к формированию режима коэволюции человека и общества, способное направлять развитие природы и общества, согласовывать эти процессы. Такая организация общественной жизни необходима, ибо только в этом случае человечество сможет избежать деградации и сохранить перспективу дальнейшего развития. Оно должно обладать рядом общих свойств. Первое: способность обеспечивать раскрытие потенциала отдельной личности, её таланта, её интеллектуальных возможностей, её воли. Человечеству уже в ближайшие десятилетия предстоит пройти через множество испытаний. И они будут тем успешнее преодолены, чем большее количество «личностей», обладающих необходимыми знаниями, проявят себя в «поисках пути». Эти поиски потребуют создания новых технологий, |
75 о тех чертах организации общества, которые ему необходимы в современных условиях, требующих, прежде всего, выполнения экологического императива нынешнего дня. Именно об отдельных чертах, поскольку мы еще очень 1 далеки от понимания того, как человечество должно организовать свою жизнедеятельность, чтобы оказаться в сила,х воплотить общие соображения о коэволюции общества и окружающей среды в реальную систему действий и запретов, достаточных для продолжения человеческой истории. Можно предположить, что увеличение разнообразия форм собственности будет сочетаться с ростом различных условий и ограничений в ее использовании, т. е. с тем процессом, который Маркс называл процессом уничтожения (снятия) частной собственности1. Во многом этот процесс идет независимо от воли отдельных людей. Он — проявление особенностей самоорганизации общества, его адаптации к изменяющимся условиям существования. Но в этот стихийный процесс все чаще и чаще вмешивается коллективный разум человечества. Точно так же следует предполагать, что увеличится разнообразие культур, национальных и религиозных особенностей жизни людей, отвечающих разнообразию их духовных миров. И, тем не менее, необходимость реализации требований экологического императива, а также интеграции экономики в интересах обеспечения • стабильности планетарного сообщества вызовет появление в общественных структурах некоторых общих черт: систем экологических законов и соответствующих органов контроля, единых правил финансового обращения, признания главенства решений ООН, самоограничения суверенитетов и т. д. Эти новые особенности должны обусловить постепенное развитие процесса ноосферогенеза, т. е. перехода биосферы в состояние ноосферы. Но определенная унификация будет возникать даже независимо от тех * требований стандартизации, которые являются следствием экономической интеграции и уже активно реализуются во многих странах. Подобный Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. М , 1978. 76 процесс происходит в силу того, что человечество — единый вид и множеством связей оно вступает во взаимодействие с природой как единое целое. ' Человечество просто не сможет выжить на Земле, не обретя некоторых общих стандартов в своих взаимоотношениях с природой. Рациональное общество это общество, идущее в эпоху ноосферы (существующее в этой эпохе), т. е. целенаправленно стремящееся к формированию режима коэволюции человека и общества, способное направлять развитие природы и общества, согласовывать эти процессы. Такая организация общественной жизни необходима, ибо только в этом случае человечество сможет избежать деградации и сохранить перспективу » дальнейшего развития. Оно должно обладать рядом общих свойств. Первое: способность обеспечивать раскрытие потенциала отдельной личности, ее таланта, ее интеллектуальных возможностей, ее воли. Человечеству уже в ближайшие десятилетия предстоит пройти через множество испытаний. И они будут тем успешнее преодолены, чем большее количество “личностей”, обладающих необходимыми знаниями, проявят себя в “поисках пути”. Эти поиски потребуют создания новых технологий, выработки новы,\ взаимоотношений с природой, новой социальной • организации. Это будут изобретения в области науки, техники, социальной организации. Чтобы достигнуть успеха, человечеству необходимо предельно раскрепоститься в своей интеллектуальной деятельности, отрешиться от многих догм, открыться новым идеям. Надо научиться мыслить свободно. Действовать следует очень осторожно и обдуманно. И чем могущественнее будет цивилизация, тем осторожнее должен поступать человек: методы научного анализа должны идти в ногу с развитием производительных сил • общества. В таком обществе должно быть разумное сочетание динамизма обществ европейского типа и мудрости традиционных обществ. |