Проверяемый текст
[стр. 226]

пользовать потенциальные возможности человека для преодоления трудностей в развитии общества.
Третье: общество должно быть способным выполнять условия экологического императива.
Развитие его производительных сил не может переступать запретной границы человеческой активности.
Первые два свойства, две характеристики рационального общества необходимы именно для того, чтобы обеспечить выполнение третьего требования.
Однако выполнения названных требований
ещё недостаточно для обеспечения гомеостаза человечества в условиях оскудевающей планеты.
Стратегия человечества, как мы видим, должна иметь две очень разные компоненты: научно-технологическую и вторую —нравственную и
социальную.
Несомненно, человечество сможет найти разумные программы технического и технологического перевооружения общепланетарной цивилизации.
Вероятно также, что «общепланетарный интеллект» сможет сформировать систему ограничений и действий, выполнение которых необходимо для-перехода человечества в режим коэволюции с биосферой.
Нравственность, т.
е.
нравы и следование им (так же, как и многие традиции), как раз и рождается как один из естественных ограничителей действия биосоциальных законов.
По мере изменения условий жизни меняются и требования к условиям общежития, т.
е.
меняются те или иные нравственные принципы.
Чаще всего происходит появление новых или ужесточение старых принципов нравственности.
Те же цели преследуют и законодательства.
В самом деле, ведь любые законы ограничивают действия личности в угоду общественной стабильности.
Если они разумны, разумеется.
Утверждение таких общественно необходимых норм и принципов поведения, которые принято называть нравственностью, происходит стихийно, и механизмы этого утверждения спорны.
Среди них, вероятнее всего, важную роль играют особенности цивилизации —традиции,
специ227
[стр. 77]

77 Второе: предельная открытость общества к восприятию новых идей и потенциальных способностей нации — вот, вероятно, та истинная или основная цель, к которой будет вынуждено стремиться любое государство.
В * конечном счете, сейчас все зависит от общей культуры и образованности народа, рождающих необходимое качество и дисциплину труда, от способностей социума раскрыть творческие возможности его граждан.
Вот где и в чем должна проявляться истинная свобода.
Такая ситуация не обеспечит равенства, но и не станет ущемлять достоинство и самоуважение любого человека.
Такой особенностью должно обладать рационально организованное общество.
Если оно возникнет, то обязательно утвердится и некоторый компромисс между свободой и равенством.
Каков он будет, какими правовыми средствами и структурой собственности он будет обеспечен — сказать сегодня нельзя.
Тем более что он будет реализоваться заведомо не единственным способом, ибо и люди разные, и цивилизации разные.
И различны у них не только структуры ценностей, но и традиции.
Но каким бы такой компромисс ни был, он должен быть в состоянии снимать опасный уровень социальной напряженности, которая не дает полностью использовать потенциальные возможности человека для преодоления * трудностей в развитии общества.
Третье: общество должно быть способным выполнять условия экологического императива.
Развитие его производительных сил не может переступать запретной границы человеческой активности.
Первые два свойства, две характеристики рационального общества необходимы именно для того, чтобы обеспечить выполнение третьего требования.
Однако выполнения названных требований
еще недостаточно Ф для обеспечения гомеостаза человечества в условиях оскудевающей планеты.
Стратегия человечества, как мы видим, должна иметь две очень разные компоненты: научно-технологическую и вторую — нравственную и


[стр.,78]

78 социальную.
Несомненно, человечество сможет найти разумные программы технического и технологического перевооружения общепланетарной цивилизации.
Вероятно, также, что «общепланетарный интеллект» сможет ' сформировать систему ограничений и действий, выполнение которых необходимо для перехода человечества в режим коэволюции с биосферой.
Нравственность, т.
е.
нравы и следование им (так же, как и многие традиции), как раз и рождается как один из естественных ограничителей действия биосоциальных законов.
По мере изменения условий жизни меняются и требования к условиям общежития, т.
е.
меняются те или иные нравственные принципы.
Чаще всего происходит появление новых или ужесточение старых принципов нравственности.
Те же цели преследуют и » законодательства.
В самом деле, ведь любые законы ограничивают действия личности в угоду общественной стабильности.
Если они разумны, разумеется.
Утверждение таких общественно необходимых норм и принципов поведения, которые принято называть нравственностью, происходит стихийно, и механизмы этого утверждения спорны.
Среди них, вероятнее всего, важную роль играют особенности цивилизации — традиции,
специфика духовного мира данного народа и многое другое.
Определенную * роль играет и надорганизменный отбор.
Но одно можно утверждать более или менее определенно — в их формировании, а тем более становлении, вряд ли когда-либо играло какое-нибудь целенаправленное начало.
Уж очень много примеров, показывающих, сколь плохо усваиваются любые навязываемые принципы, если они не совмещены с цивилизационными особенностями, впитанными народами в плоть и кровь.
Тем более, что одних нравственных начал, т.
е.
системы нравов, образцов поведения людей будет > еще недостаточно.
Необходима более глубокая моральная перестройка самого духа и смысла человеческой культуры.

[Back]