де сложилась в период возникновения российской нации и российской государственности. Появление национальной идеи, понятной, доступной большинству людей, разделяемой ими, свидетельствовало о мощном национальном самосознании народов, составляющих нацию, т. е. о понимании и приятии принципов общественного бытия, государственного устроиства, духовной жизни, а также целей и путей исторического движения нации. Русская идея не оставалась статичной. Она постоянно уточнялась духовными воителями нации, развивалась ими, впитывая чаяния и упования простых людей. Коренной пересмотр национальной идеи, её кардинальное переосмысление, в принципе, невозможны в рамках данной нации. Замена национальной идеи невозможна потому, что для этого должен измениться состав нации, её история. Смена общественно-политического строя не меняет глубинного смысла и содержания национальной идеи, ибо, как показывает история, подобного рода историческая трансформация в подавляющем большинстве стран происходит эволюционным путём, постепенно, в течение длительного исторического периода, на протяжении которого в неё вносятся необходимые поправки и дополнения. Изменение же общественно-политического порядка революционным или насильственным путём ведёт по необходимости и к насилию над национальной идеей, её грубейшему искажению и попранию. Причём, прежде чем произойдёт идеино-духовная контаминация, определенные политические силы стремятся осуществить насилие над многими представителями нации, т. е. пытаются в исторически короткий срок «пересоздать» человека, сформировать «новую личность», коей и вменить, навязать «новую», искусственно сфабрикованную идеологию. Как показала новейшая история России, подобного рода рискованные упражнения с народом и его идеей отбрасывают нацию и его духовную жизнь далеко назад. И тогда вновь возникает вопрос о сущности националь232 |
82 прошлое, теперь у всех цивилизаций наряду с их собственными целями возникла и общая цель — обеспечить сохранение на Земле человечества. Русская идея вновь волнует умы россиян: Россия стоит перед очередным * историческим выбором. Социально-политическое самоопределение страны детерминирует размежевание не только политически активного населения, но и подавляющего его большинства. Споры о национальной идее будут злободневными до тех пор, пока не будет выбран тот путь, который поддержит большинство его граждан и который объединит их. Общенациональная объединительная идея такой страны, как Россия, несомненно, имеет и всемирно-историческое значение. Ее смысл и способы реализации не могут быть безразличными для мирового 0 сообщества. Русская идея в общем виде это путь движения страны, способ ее существования в настоящем и будущем, это и перспективная цель ее развития. По своему объему она общенациональна. И как таковая, являет собой идеал для всех народов, населяющих Россию, их вековую мечту о благосостоянии, справедливости, добре и красоте. Русская идея, как великая национальная идея (цель, мечта, идеал) вызревает в недрах народа, зависит от родовых черт национального 0 характера менталитета специфики его исторического развития и религиозной веры. Как всякая идея такого масштаба, она имеет свои особые истоки, время созревания и развития. Русская национальная идея в точном смысле ее полном виде сложилась в период возникновения российской нации и российской государственности. Появление национальной идеи, понятной, доступной большинству людей, разделяемой ими, свидетельствовало о • мощном национальном самосознании народов, составляющих нацию, т.е. о понимании и приятии принципов общественного бытия, государственного 83 устройства, духовной жизни, а также целей и путей исторического движения нации. Русская идея не оставалась статичной. Она постоянно уточнялась 0 духовными воителями нации, развивалась ими, впитывая чаяния и упования простых людей. Коренной пересмотр национальной идеи, ее кардинальное переосмысление, вообще говоря, невозможны в рамках данной нации. Замена национальной идеи невозможна потому, что для этого должен измениться состав нации, ее история. Смена общественно-политического строя не меняет глубинного смысла и содержания национальной идеи, ибо, как показывает история, подобного рода историческая трансформация в подавляющем большинстве стран происходит эволюционным путем, постепенно, в течение длительного исторического периода, на протяжении которого в нее вносятся необходимые поправки и дополнения. Изменение же общественнополитического порядка революционным или насильственным путем ведет по необходимости и к насилию над национальной идеей, ее грубейшему искажению и попранию. Причем, прежде чем произойдет идейно-духовная контаминация, определенные политические силы стремятся осуществить насилие над многими представителями нации, т е. пытаются в исторически короткий срок «пересоздать» человека, сформировать «новую личность», коей и вменить навязать «новую», искусственно сфабрикованную идеологию... Как показала новейшая история России, подобного рода рискованные упражнения с народом и его идеей отбрасывают нацию и его духовную жизнь далеко назад. И тогда вновь возникает вопрос о сущности национальной идеи и способах ее воплощения. Крушение коммунистической • диктатуры в нашей стране определило взрыв интереса россиян к вопросу о национальной идее. |