Проверяемый текст
[стр. 233]

ми с другими народами и нациями, постольку национальная идея есть идея всечеловечности, общечеловечности.
И «...ни один народ не может жить в себе, через себя и для себя, но жизнь каждого народа представляет лишь определённое участие в общей жизни человечества.
Органическая функция, которая возложена на ту или иную нацию в этой вселенской жизни, —вот ее истинная национальная идея, первично установленная в плане Бога»
[179, с.
187].
И, наконец, третий принцип, с позиций которого Соловьёв осмыслял русскую идею, это принцип всеединства как самый конкретный и исторически реальный.
В этом смысле русская идея
предстаёт как исторический долг России по отношению к себе и другим сообщества обращения нальных даровании, всей мощи нашей империи на окончательное осуществление социальной троицы, где каждое из трех главных единств церковь, государство и общество безусловно, свободно и державно не в отъединении от двух других, поглощая и истребляя их, но в утверждении безусловной внутренней связи с ним.
Восстановить на Земле этот верный образ божественной троицы вот в
чём русская идея» [180, с.
25]., Вряд ли можно согласиться с критикой Е.
Н.
Трубецкого, посвятившего немало страниц своих трудов русской идее, так как Соловьёв вовсе не стремился подменить вселенскую идею русской, православной, и тем самым, якобы, объективно подчеркнуть её исключительность.
Великий философ, как известно, ратовал за историческое воссоединение основных мировых религий.
Только будущая единая мировая религия предстанет как абсолютная истина, объединяющая мировое сообщество и ведущая его в вечность.
Однако в размышлениях Трубецкого о русской идее можно усмотреть важное предостережение об опасности подмены всемирной идеи
идееи националистической, что, как он справедливо полагает, приведёт к национальной исключительности (именно в этом духе подают русскую идею современные национал-патриоты).
Национальная 234
[стр. 85]

85 человечества.
Органическая функция, которая возложена на ту или иную нацию в этой вселенской жизни, вот ее истинная национальная идея, первично установленная в плане Бога»1
И, наконец, третий принцип, с > позиций которого Соловьев осмыслял русскую идею, это принцип всеединства как самый конкретный и исторически реальный.
В этом смысле русская идея
предстает как исторический долг России по отношению к себе и другим народам мирового сообщества.
Этот долг «требует и признания нашей связи с вселенским семейством Христа и обращения всех наших национальных дарований, всей мощи нашей империи на окончательное осуществление социальной троицы, где каждое из трех главных единств: церковь, государство и общество, безусловно, свободно и державно не в * отъединении от двух других, поглощая и истребляя их, но в утверждении безусловной внутренней связи с ним.
Восстановить на Земле этот верный образ божественной троицы вот в
чем русская идея»2.
Е.Н.Трубецкой, посвятивший немало страниц своих трудов русской идее, упрекал своего учителя за то, что тот русскую идею представил как идею православную и отождествил с идеей вселенской, мировой'1.
Однако данный упрек вряд ли справедлив, ибо Соловьев вовсе не стремился подменить вселенскую идею русской, православной, и тем самым, якобы, объективно * подчеркнуть ее исключительность.
Великий философ, как известно, ратовал за историческое воссоединение основных мировых религий.
Только будущая единая мировая религия предстанет как абсолютная истина, объединяющая мировое сообщество и ведущая его в вечность.
Однако в размышлениях Трубецкого о русской идее можно усмотреть важное предостережение об опасности подмены всемирной идеи
идеей националистической, что, как он справедливо полагает, приведет к национальной исключительности (именнов этом духе подают русскую идею современные национал-патриоты).
1 Русская идея //Сборник: Русская идея.
М., 1992.
-С.
187.
2 См.
там же.
С.25.
■’ Русская идея //Сборник: Русская идея.
М., 1992.

[Back]