Проверяемый текст
[стр. 234]

идея —это долг и историческая миссия того или иного народа по отношению к другим народам, духовно-культурный вклад в развитие мирового сообщества в движении к его окончательному объединению.
Миссионизм такого рода вполне может быть трансформирован в мессианизм, когда национальная идея утверждается единственно верной, мирообъемлющей, исключительной.
Именно такая бездоказательная подмена имела место в лозунге монаха Филофея о Москве как Третьем Риме.
В этой идеологеме русское православие квалифицировалось как единственно истинная вера, православное истолкование Бога объявлялось абсолютно верным, а «творец Вселенной единый Бог представлялся русским Богом».
Мессианизм, считал Трубецкой, не только не способствует прогрессивному развитию русского народа, но и затмевает вселенскую идею.
Но именно
такой мессианизм был абсолютно чужд Соловьёву.
Не должно и не может быть навязано другим народам и всеединство как общее выражение русской идеи.
Но в силу своей всемирности, космичности,
обогащённости высшими достижениями духовной культуры многих народов всеединство может быть предложено и другим народам.
Россия как великая страна с уникальной духовной культурой имеет право обратиться к
л • « народам мира с идееи всеединства, питая надежду не только на ее восприятие, но и обогащение духом этих народов.
Этот аспект подчеркивал
JI.
П.
Карсавин в работе «Восток, Запад и русская идея».
Он отмечал, что всеединство нельзя мыслить как безразличное единство всех народов или такое же единство их под
одной только церковной властью.
Тогда оно не будет всеединством.
Его необходимо мыслить по аналогии с живым организмом, «...надо исходить из сознания особого смысла и особого значения каждого из органов в качественности своей необходимости для целого...
нельзя создать единство
человечества путем уничтожения культурных, национальных, религиозных и других особенностей» [182, с.
267].
Русская идея не отторгает идей других народов, а призывает к сотрудничеству народы мира.
Н.
А.
Бердяев писал в связи с этим, что русская идея
235
[стр. 86]

86 Национальная идея это долг и историческая миссия того или иного народа по отношению к другим народам, духовнокультурный вклад в развитие мирового сообщества в движении к его окончательному объединению.
* Миссионизм такого рода вполне может быть трансформирован в мессианизм, когда национальная идея утверждается единственно верной, мирообъемлющей, исключительной.
Именно такая бездоказательная подмена имела место в лозунге монаха Филофея о Москве как третьем Риме.
В этой идеологеме русское православие квалифицировалось как единственно истинная вера, православное истолкование Бога объявлялось абсолютно верным, а «творец Вселенной единый Бог представлялся русским Богом».
Мессианизм, считал Трубецкой, не только не способствует прогрессивному развитию русского народа, но и затмевает вселенскую идею.
Но именно
гакой мессианизм был абсолютно чужд Соловьеву.
Не должно и не может быть навязано другим народам и всеединство как общее выражение русской идеи.
Но в силу своей всемирности, космичности,
обогащенности высшими достижениями духовной культуры многих народов, всеединство может быть предложено и другим народам.
Россия как великая страна с уникальной духовной культурой имеет право обратиться к
народам мира с идеей всеединства, питая надежду не только на ее восприятие, но и обогащение духом этих народов.
Этот аспект подчеркивал
Л.П.Карсавин в работе «Восток, Запад и русская идея».
Он отмечал, что всеединство нельзя мыслить как безразличное единство всех народов или такое же единство их под
одною только церковною властью.
Тогда оно не будет всеединством.
Его необходимо мыслить по аналогии с живым организмом, «..надо исходить из сознания особого смысла и особого значения каждого из органов в качественности своей необходимости для целого...
нельзя создать единство
человечества путем уничтожения культурных, национальных, религиозных и других особенностей»1.
Бердяев Н А.
Русская идея / / О России и русской философской культуре.
М.э.
1990.
С.
267.


[стр.,87]

87 Русская идея не отторгает идей других народов, а призывает к сотрудничеству народы мира.
Н.А.Бердяев писал в связи с этим, что русская идея
есть “идея коммюнитарности и братства людей и народов”1.
Каждая * национальная идея имеет свои преимущества (например, прагматизм «американской мечты»), основное же преимущество русской идеи универсальность, по причине чего она приобретает эсхатологический характер, принимающий форму «стремления ко всеобщему спасению»2.
Русская идея разрабатывалась на различных уровнях: религиозном, научном, художественноэстетическом, на уровне здравого смысла.
Самая глубокая и всесторонняя разработка была дана в философии русского космизма.
В центре этой философии как раз и стала проблема всеединства.
л Космизм, или универсализм, исходил из представления о человеке как существе, обладающем универсальностью внутреннего содержания, открытостью людям, истории, бытию, вселенной, Богу.
Космизм это философия жизни, смерти и бессмертия человека и вселенной, земного и неземного в их неразрывном единстве.
Это философия поисков и обретений высшего смысла бытия вообще, это философия надежды и спасения.
Русский космизм сложился в конце XIX начале XX в.
и по своим корням является философским осмыслением возможной национальной и всемирноисторической катастрофы во имя поиска выхода из нее.
Он вырос на переживании уникальности бытия, хрупкости истории и человеческой судьбы, тревоге за жизнь человечества.
Космизм в известной мере завершил концептуальную разработку русской идеи, обосновав всеединство как ее центральный момент.
Космисты исходят из убеждения, что человечество живет не просто на “изломе времен”, но является свидетелем исчерпания исторического времени, его потенциала, невозможности продолжения ♦ истории в рамках времени, непреложности возвращения человеческой истории в лоно вечности.
По мнению С.Н.Булгакова, на рубеже XIX и XX 1 См там же.
С 268.
■’ Франк С.Л.
Душа человека,М., 1917.
С.
56.

[Back]