Проверяемый текст
[стр. 235]

есть «идея коммюнитарности и братства людей и народов» [183, с.
268].
Каждая национальная идея имеет свои преимущества (например, прагматизм «американской мечты»), основное же преимущество русской идеи —универсальность, по причине чего она приобретает эсхатологический характер, принимающий форму «стремления ко всеобщему спасению»
[184, с.
56].
Русская идея разрабатывалась на различных уровнях: религиозном, научном, художественно-эстетическом, на уровне здравого смысла.
Самая глубокая и всесторонняя разработка была дана в философии русского космизма.
В центре этой философии как раз и стала проблема всеединства.

Космизм, или универсализм, исходил из представления о человеке как существе, обладающем универсальностью внутреннего содержания, открытостью людям, истории, бытию, вселенной, Богу.
Космизм —это философия жизни, смерти и бессмертия человека и вселенной, земного и неземного в их неразрывном единстве.
Это философия поисков и обретений высшего смысла бытия вообще, это философия надежды и спасения.
Русский космизм сложился в конце XIX —начале XX в.
и-по своим корням является философским осмыслением возможной национальной и всемирно-исторической катастрофы во имя поиска выхода из
неё.
Он вырос на переживании уникальности бытия, хрупкости истории и человеческой судьбы, тревоге за жизнь человечества.
Космизм в известной мере завершил концептуальную разработку русской идеи, обосновав всеединство как
её центральный момент.
Космисты исходят из убеждения, что человечество
живёт не просто на «изломе времен», но является свидетелем исчерпания исторического времени, его потенциала, невозможности продолжения истории в рамках времени, непреложности возвращения человеческой истории в лоно вечности.
По мнению С.
Н.
Булгакова, на рубеже XIX и XX
вв.
человечество убедилось в «великой неудаче истории».
Но самая неудача не бесплодна, ибо она повелевает ему обратиться к себе, к Богу, чтобы выйти за пределы истории, обрести смысл, войти в «историю вечную».

236
[стр. 87]

87 Русская идея не отторгает идей других народов, а призывает к сотрудничеству народы мира.
Н.А.Бердяев писал в связи с этим, что русская идея есть “идея коммюнитарности и братства людей и народов”1.
Каждая * национальная идея имеет свои преимущества (например, прагматизм «американской мечты»), основное же преимущество русской идеи универсальность, по причине чего она приобретает эсхатологический характер, принимающий форму «стремления ко всеобщему спасению»2.

Русская идея разрабатывалась на различных уровнях: религиозном, научном, художественноэстетическом, на уровне здравого смысла.
Самая глубокая и всесторонняя разработка была дана в философии русского космизма.
В центре этой философии как раз и стала проблема всеединства.

л Космизм, или универсализм, исходил из представления о человеке как существе, обладающем универсальностью внутреннего содержания, открытостью людям, истории, бытию, вселенной, Богу.
Космизм это философия жизни, смерти и бессмертия человека и вселенной, земного и неземного в их неразрывном единстве.
Это философия поисков и обретений высшего смысла бытия вообще, это философия надежды и спасения.
Русский космизм сложился в конце XIX начале XX в.
и по своим корням является философским осмыслением возможной национальной и всемирноисторической катастрофы во имя поиска выхода из
нее.
Он вырос на переживании уникальности бытия, хрупкости истории и человеческой судьбы, тревоге за жизнь человечества.
Космизм в известной мере завершил концептуальную разработку русской идеи, обосновав всеединство как
ее центральный момент.
Космисты исходят из убеждения, что человечество
живет не просто на “изломе времен”, но является свидетелем исчерпания исторического времени, его потенциала, невозможности продолженияистории в рамках времени, непреложности возвращения человеческой истории в лоно вечности.
По мнению С.Н.Булгакова, на рубеже XIX и XX
1 См там же.
С 268.
■’ Франк С.Л.
Душа человека,М., 1917.
С.
56.


[стр.,88]

88 веков человечество убедилось в «великой неудаче истории».
Но самая неудача небесплодна, ибо она повелевает ему обратиться к себе, к Богу, чтобы выйти за пределы истории, обрести смысл, войти в «историю вечную».

• В предчувствии кровавых событий, связанных с революциями и мировой войной, русские философы обратились к двум, по их мнению, абсолютным «безосновным основам»: бездне внутреннего мира человека и бездне космоса.
Именно русским ученым и философам выпала судьба не просто продолжить размышления над укорененной в глубокой древности проблемой «человек космос», но осмыслить ее на качественно новом уровне, поставив в прямую зависимость от ее решения судьбу человека и человечества.
Русские философы попытались проанализировать связь двух миров.
Жизнь л не ограничена земным домом, поэтому выход следует искать в единстве (синтезе) человека и космоса.
При этом космос понимался не как физическая данность, а как духовная бесконечность, вечность и бездна, как обиталище Бога.
Человек же это творение Бога, существо духовно-творческое, бесконечное в своем внутреннем духовно-душевном измерении, «...то, что называется человеком...
есть неизмеримо большее и качественно совсем иное, чем клочок мира: это есть внешне закованный в скромные рамки скрытый Мир великих, потенциально-бесконечных хаотических сил» '.
Божественный космос не только не может быть объяснен без человека, но он нуждается в человеке.
Человек как «живая сущность», заключающая в себе Бога, является подлинной субстанцией бытия.
И как таковая Божественная человеческая личность является космическим феноменом.
Взгляды религиозных космистов развивались в русле метафизики всеединства.
«Целью космически-онтологического процесса, писал Карсавин, является преображение историко-человеческого процесса в • гармонию, достижение единства мира и того, что вне его».2 'Стать зеркало души народа // Вопросы философии.
1989.
С.
113.
2 Лосев А.Ф.
Русская философия // Век XX и мир.
1988.
№ 3.
С 42.

[Back]