В предчувствии кровавых событий, связанных с революциями и мировой войной, русские философы обратились к двум, по их мнению, абсолютным «безосновным основам»: бездне внутреннего мира человека и бездне космоса. Именно русским учёным и философам выпала судьба не просто продолжить размышления над укоренённой в глубокой древности проблемой «человек космос», но осмыслить её на качественно новом уровне, поставив в прямую зависимость от её решения судьбу человека и человечества. Русские философы попытались проанализировать связь двух миров. Жизнь не ограничена земным домом, поэтому выход следует искать в единстве (синтезе) человека и космоса. При этом космос понимался не как физическая данность, а как духовная бесконечность, вечность и бездна, как обиталище Бога. Человек же —это творение Бога, существо духовно-творческое, бесконечное в своём внутреннем духовнодушевном измерении, «...то, что называется человеком... есть неизмеримо большее и качественно совсем иное, чем клочок мира: это есть внешне закованный в скромные рамки скрытый Мир великих, потенциальнобесконечных хаотических сил» [185, с. 113]. Божественный космос не только не может быть объяснён без человека, но он нуждается в человеке. Человек как «живая сущность», заключающая в себе Бога, является подлинной субстанцией бытия. И как таковая Божественная человеческая личность является космическим феноменом. Взгляды религиозных космистов развивались в русле метафизики всеединства. «Целью космически-онтологического процесса, —писал Карсавин, —является преображение историко-человеческого процесса в гармонию, достижение единства мира и того, что вне его» [186, с. 42]. Исследователи сходятся в том, что В. С. Соловьёв не только возродил в мировой философии метафизику всеединства, разработанную буддистами, платониками и неоплатониками, но и развил её под наименованием «положительного, истинного, абсолютного всеединства». Всеединство обозначает идеальный строй мира, в котором осуществлена принци237 |
88 веков человечество убедилось в «великой неудаче истории». Но самая неудача небесплодна, ибо она повелевает ему обратиться к себе, к Богу, чтобы выйти за пределы истории, обрести смысл, войти в «историю вечную». • В предчувствии кровавых событий, связанных с революциями и мировой войной, русские философы обратились к двум, по их мнению, абсолютным «безосновным основам»: бездне внутреннего мира человека и бездне космоса. Именно русским ученым и философам выпала судьба не просто продолжить размышления над укорененной в глубокой древности проблемой «человек космос», но осмыслить ее на качественно новом уровне, поставив в прямую зависимость от ее решения судьбу человека и человечества. Русские философы попытались проанализировать связь двух миров. Жизнь л не ограничена земным домом, поэтому выход следует искать в единстве (синтезе) человека и космоса. При этом космос понимался не как физическая данность, а как духовная бесконечность, вечность и бездна, как обиталище Бога. Человек же это творение Бога, существо духовно-творческое, бесконечное в своем внутреннем духовно-душевном измерении, «...то, что называется человеком... есть неизмеримо большее и качественно совсем иное, чем клочок мира: это есть внешне закованный в скромные рамки скрытый Мир великих, потенциально-бесконечных хаотических сил» '. Божественный космос не только не может быть объяснен без человека, но он нуждается в человеке. Человек как «живая сущность», заключающая в себе Бога, является подлинной субстанцией бытия. И как таковая Божественная человеческая личность является космическим феноменом. Взгляды религиозных космистов развивались в русле метафизики всеединства. «Целью космически-онтологического процесса, писал Карсавин, является преображение историко-человеческого процесса в • гармонию, достижение единства мира и того, что вне его».2 'Стать зеркало души народа // Вопросы философии. 1989. С. 113. 2 Лосев А.Ф. Русская философия // Век XX и мир. 1988. № 3. С 42. 89 Исследователи сходятся в том, что В.С.Соловьев не только возродил в мировой философии метафизику всеединства, разработанную буддистами, платониками и неоплатониками, но и развил ее под наименованием • ‘'положительного, истинного, абсолютного всеединства”. Всеединство обозначает идеальный строй мира, в котором осуществлена принципиальная воссоединенность и гармония в Боге всех эмпирически согласованных элементов и стихий бытия. Всеединство это Мир, вбирающий в себя всю множественность его проявлений, полноту божественности, это, мир, в котором соперничество разрозненных областей человеческой реальности преображается в органическое единство. В метафизике всеединства Соловьев опирался на глубинный смысл христианства. Христианство воссоединяет А мир сначала в Христе, а потом в человеке в течение всей истории. Мир лежит во зле. «Суть мирового зла состоит в отчуждении и разладе всех существ, в их взаимном противоречии и несовместимости. Но в этом же самом состоит и бессмысленность иррационального бытия мира. Мы называем бессмысленным все то, что ни с чем не вяжется и не ладится, что всему противоречит и ни с чем несовместимо. Итак, злое и бессмысленное в сущности одно и то же»1. Смысл же мира, убеждал Соловьев, в противоположном: во всеобщем <0 примирении и ладе. Мир есть согласие и космос (порядок). Однако нельзя сказать, что в мире нет смысла. Он есть; он пробивается через бессмыслицу. Этим всеобщим смыслами является всеединство. Начало пути к всеединству не осознание идеи всеединства, а действие, которое проявляется, прежде всего, в любви, как деятельной силе, победе духа над материей, одухотворении плоти. Такое активное богодействие Соловьев назвал теургией. Жизненный смысл христианства. Философский комментарий на учение о Логосе ап. Иоанна Богослова // Вопросы философии и психологии. 1900, кн. IV (54). С. 624. |