пиальная воссоединённость и гармония в Боге всех эмпирически согласованных элементов и стихий бытия. Всеединство это Мир, вбирающий в себя всю множественность его проявлений, полноту божественности; это, мир, в котором соперничество разрозненных областей человеческой реальности преображается в органическое единство. В метафизике всеединства Соловьёв опирался на глубинный смысл христианства. Христианство воссоединяет мир сначала в Христе, а потом в человеке в течение всей истории. Мир лежит во зле. «Суть мирового зла состоит в отчуждении и разладе всех существ, в их взаимном противоречии и несовместимости. Но в этом же самом состоит и бессмысленность иррационального бытия мира. Мы называем бессмысленным всё то, что ни с чем не вяжется и не ладится, что всему противоречит и ни с чем несовместимо. Итак, злое и бессмысленное, в сущности, есть одно и то же» [187, с. 624]. Смысл же мира, убеждал Соловьёв, в противоположном: во всеобщем примирении и ладе. Мир есть согласие и космос (порядок). Однако нельзя сказать, что в мире нет смысла. Он есть. Он пробивается через бессмыслицу. Этим всеобщим смыслом и является всеединство. Начало пути к всеединству есть не осознание идеи всеединства, а действие, которое проявляется, прежде всего, в любви как деятельной силе, победе духа над материей, одухотворении плоти. Такое активное богодействие Соловьёв назвал теургией. В «Чтениях о Богочеловечестве» автор метафизики всеединства отмечал, что конечной целью человеческой истории является безусловное единение (абсолютное всеединство). Ученики Соловьёва в начале XX столетия на основе метафизики всеединства разработали главные идеи религиозного космизма. Акцент был перенесён с теологии и софиологии в сферу антропологии, на учение о личности как онтологическом принципе универсума, соизмеримом с Богом. Человек есть первоисточник и абсолютный носитель исторического процесса. Космисты отвергли возможность построить гармонический со238 |
89 Исследователи сходятся в том, что В.С.Соловьев не только возродил в мировой философии метафизику всеединства, разработанную буддистами, платониками и неоплатониками, но и развил ее под наименованием • ‘'положительного, истинного, абсолютного всеединства”. Всеединство обозначает идеальный строй мира, в котором осуществлена принципиальная воссоединенность и гармония в Боге всех эмпирически согласованных элементов и стихий бытия. Всеединство это Мир, вбирающий в себя всю множественность его проявлений, полноту божественности, это, мир, в котором соперничество разрозненных областей человеческой реальности преображается в органическое единство. В метафизике всеединства Соловьев опирался на глубинный смысл христианства. Христианство воссоединяет А мир сначала в Христе, а потом в человеке в течение всей истории. Мир лежит во зле. «Суть мирового зла состоит в отчуждении и разладе всех существ, в их взаимном противоречии и несовместимости. Но в этом же самом состоит и бессмысленность иррационального бытия мира. Мы называем бессмысленным все то, что ни с чем не вяжется и не ладится, что всему противоречит и ни с чем несовместимо. Итак, злое и бессмысленное в сущности одно и то же»1. Смысл же мира, убеждал Соловьев, в противоположном: во всеобщем <0 примирении и ладе. Мир есть согласие и космос (порядок). Однако нельзя сказать, что в мире нет смысла. Он есть; он пробивается через бессмыслицу. Этим всеобщим смыслами является всеединство. Начало пути к всеединству не осознание идеи всеединства, а действие, которое проявляется, прежде всего, в любви, как деятельной силе, победе духа над материей, одухотворении плоти. Такое активное богодействие Соловьев назвал теургией. Жизненный смысл христианства. Философский комментарий на учение о Логосе ап. Иоанна Богослова // Вопросы философии и психологии. 1900, кн. IV (54). С. 624. 90 В «Чтениях о Богочеловечестве» автор метафизики всеединства отмечал, что конечной целью человеческой истории является безусловное единение (абсолютное всеединство). Ученики Соловьева в начале XX столетия на основе метафизики всеединства разработали главные идеи религиозного космизма. Акцент был перенесен с теологии и софиологии в сферу антропологии, на учение о личности как онтологическом принципе универсума, соизмеримом с Богом. Человек есть первоисточник и абсолютный носитель исторического процесса. Космисты отвергли возможность построить гармонический социум посредством революционных изменений социальных отношений и норм. Именно личность является источником социальной гармонии и совершенства. Именно в ней клубок социальных противоречий сплетается в иррациональный узел, поэтому сначала следует наладить гармонию внутри человека и только тогда распространить ее на внешний мир. Постижение своего внутреннего мира, проникновение в его метафизические глубины позволяет человеку проникнуть в сокровенные тайны вселенной, ибо внутренний мир человека целиком пронизан запредельным, божественным миром, трансцендентностью, которая оживляет и одухотворяет нас. По мнению С.Л. Франка, связь с миром достигается самоуглублением: волей, * верой, свободным самоопределением, самоотречением, покаянием. «Чем глубже человек уходит внутрь, тем более он расширяет и обретает естественную и необходимую связь со всеми остальными людьми, со всей мировой жизнью в целом», писал С.Л.Франк1. Именно в самоуглублении, направленном на осуществление божественной коммуникации и преображение человека, космисты усматривали первую ступень теургии антропоургию, цель которой собрать Я, объединить > человека, создать абсолютную личность как существо космически значимое, Столп и утверждение истины. М., 1990. С. 818. |