Проверяемый текст
[стр. 238]

о циум посредством революционных изменении социальных отношении и норм.
Именно личность является источником социальной гармонии и совершенства.
Именно в ней клубок социальных противоречий сплетается в
Ч* \ % V * Л 4 > ч V * иррациональный узел, поэтому сначала следует наладить гармонию внутри человека и только тогда распространить её на внешний мир.
Постижение своего внутреннего мира, проникновение в его метафизические глубины позволяет человеку проникнуть в сокровенные тайны вселенной, ибо внутренний мир человека целиком пронизан запредельным, божественным миром, трансцендентностью, которая оживляет и одухотворяет нас.
По мнению С.

JI.
Франка, связь с миром достигается самоуглублением: волей, верой, свободным самоопределением, самоотречением, покая-* нием.
«Чем глубже человек уходит внутрь, тем более он расширяет и обретает естественную и необходимую связь со всеми остальными людьми, со всей мировой жизнью в целом», —писал С.

JI.
Франк [188, с.
818].
Именно в самоуглублении, направленном на осуществление божественной коммуникации и преображение человека, космисты усматривали первую ступень теургии антропоургию, цель которой собрать Я, объединить
человека, создать абсолютную личность как существо космически значимое, уникальное, божественное, способное выйти из бездны личности в бездну божественного космоса.
Философия религиозных космистов была направлена и на поиски единства
человека с человеком и миром.
В теургическом акте сочетаются действия Бога с космической стихией и естеством человека, что и составляет предпосылку Богочеловечества.
Это всемирно-историческое и вселенскикосмическое единство осуществляется, как показали космисты, посредством таких теургических модификаций, как софиургия и космоургия.
Софиургия есть достижение единства мировой истории и социального процесса («соборность»).
Флоренский утверждал, что антропоургия, «водворяя мир в душе человека, способствует умиротворению общества и вселенной»
[189, с.
148].
В софиургическом процессе участвует не только история, не
239
[стр. 90]

90 В «Чтениях о Богочеловечестве» автор метафизики всеединства отмечал, что конечной целью человеческой истории является безусловное единение (абсолютное всеединство).
Ученики Соловьева в начале XX столетия на основе метафизики всеединства разработали главные идеи религиозного космизма.
Акцент был перенесен с теологии и софиологии в сферу антропологии, на учение о личности как онтологическом принципе универсума, соизмеримом с Богом.
Человек есть первоисточник и абсолютный носитель исторического процесса.
Космисты отвергли возможность построить гармонический социум посредством революционных изменений социальных отношений и норм.
Именно личность является источником социальной гармонии и совершенства.
Именно в ней клубок социальных противоречий сплетается в
иррациональный узел, поэтому сначала следует наладить гармонию внутри человека и только тогда распространить ее на внешний мир.
Постижение своего внутреннего мира, проникновение в его метафизические глубины позволяет человеку проникнуть в сокровенные тайны вселенной, ибо внутренний мир человека целиком пронизан запредельным, божественным миром, трансцендентностью, которая оживляет и одухотворяет нас.
По мнению С.Л.

Франка, связь с миром достигается самоуглублением: волей, * верой, свободным самоопределением, самоотречением, покаянием.
«Чем глубже человек уходит внутрь, тем более он расширяет и обретает естественную и необходимую связь со всеми остальными людьми, со всей мировой жизнью в целом», писал С.Л.Франк1.

Именно в самоуглублении, направленном на осуществление божественной коммуникации и преображение человека, космисты усматривали первую ступень теургии антропоургию, цель которой собрать Я, объединить
> человека, создать абсолютную личность как существо космически значимое, Столп и утверждение истины.
М., 1990.
С.
818.


[стр.,91]

91 уникальное, божественное, способное выйти из бездны личности в бездну божественного космоса Философия религиозных космистов была направлена и на поиски единства 1 человека с человеком и миром.
В теургическом акте сочетаются действия Бога с космической стихией и естеством человека, что и составляет предпосылку Богочеловечества.
Это всемирно-историческое и вселенскикосмическое единство осуществляется, как показали космисты, посредством таких теургических модификаций, как софиургия и космоургия.
Софиургия есть достижение единства мировой истории и социального процесса («соборность»).
Флоренский утверждал, что антропоургия «водворяя мир в душе человека, способствует умиротворению общества и * вселенной»1.

В софиургическом процессе участвует не только история, не
какая-то часть сотворенного мира, но вся вселенная, весь космос.
Проникновение в божественный смысл мировой космической жизни, воссоединение с ней есть космоургический процесс.
Через это единение происходит усовершенствование и космоса, и человека.
Космоургия есть единение человека с Богом, возвращение некогда отпавшего от Бога человека в состав божественного бытия («вселенскость», «богочеловечество» как подлинное • человечество).
«Теургическое беспокойство русской мысли» (В.Зеньковский) распространялось и на метаисторию.
Космисты были убеждены, что судьба человеческая неразрешима в пределах истории, она получает окончательное решение «во вневременном, в вечности, во всеединстве за пределами истории»2^ Человеческая история в конечном итоге вновь вливается в «небесную * историю».
Космизм, таким образом, соприкасается с эсхатологией как учением о подлинном исполнении истории и бытия.
Русские космисты 1 Бердяев Н А.
Смысл истории М.: 1990 -С 148.
? Бердяев Н А Истоки и смысл русского коммунизм?).
М.: 1990.
С.
326.

[Back]