Проверяемый текст
[стр. 239]

какая-то часть сотворённого мира, но вся вселенная, весь космос.
Проникновение в божественный смысл мировой космической жизни, воссоединение с ней есть космоургический процесс.
Через это единение происходит усовершенствование и космоса, и человека.
Космоургия есть единение человека с Богом, возвращение некогда отпавшего от Бога человека в состав божественного бытия («вселенскость», «богочеловечество» как подлинное
человечество).
«Теургическое беспокойство русской мысли» (В.
Зеньковский) распространялось и на метаисторию.
Космисты были убеждены, что судьба человеческая неразрешима в пределах истории, она получает окончательное решение «во вневременном, в вечности, во всеединстве за пределами истории»
[190, с.
326].
Человеческая история в конечном итоге вновь вливается в «небесную историю».
Космизм, таким образом, соприкасается с эсхатологией как учением о подлинном исполнении истории и бытия.
Русские космисты
наполнили русскую идею всечеловеческим, вселенским смыслом, обогатили и конкретизировали её.
Учение о всеединстве как центральном моменте философии космизма
выразило положительные черты и возвышенные чаяния русского народа, его национального характера.
Но в характере каждой нации существуют и изъяны.
Они, несомненно, были и есть и у русского народа.
Впрочем, необходимо заметить, что некоторые из них являются абсолютизацией вполне понятных упований народа.
Русская нация в течение тысячи лет воспитывалась на православных ценностях.
Уже самое наименование «русской веры» свидетельствовало о солидном самомнении русских.
Огромные жизненные пространства, занимаемые русскими, также немало способствовали этому горделивому самомнению.
Быть может, географическим фактором определялась и присущая русским теллурическая мистика, согласно которой земля есть божье достояние, принадлежать она должна всем и, следовательно, никому.
Таким образом, русский мессианизм есть порождение национального самомнения; огромные пространства,
заселённые миллионами людей, —разве это не под
[стр. 91]

91 уникальное, божественное, способное выйти из бездны личности в бездну божественного космоса Философия религиозных космистов была направлена и на поиски единства 1 человека с человеком и миром.
В теургическом акте сочетаются действия Бога с космической стихией и естеством человека, что и составляет предпосылку Богочеловечества.
Это всемирно-историческое и вселенскикосмическое единство осуществляется, как показали космисты, посредством таких теургических модификаций, как софиургия и космоургия.
Софиургия есть достижение единства мировой истории и социального процесса («соборность»).
Флоренский утверждал, что антропоургия «водворяя мир в душе человека, способствует умиротворению общества и * вселенной»1.
В софиургическом процессе участвует не только история, не какая-то часть сотворенного мира, но вся вселенная, весь космос.
Проникновение в божественный смысл мировой космической жизни, воссоединение с ней есть космоургический процесс.
Через это единение происходит усовершенствование и космоса, и человека.
Космоургия есть единение человека с Богом, возвращение некогда отпавшего от Бога человека в состав божественного бытия («вселенскость», «богочеловечество» как подлинное
человечество).
«Теургическое беспокойство русской мысли» (В.Зеньковский) распространялось и на метаисторию.
Космисты были убеждены, что судьба человеческая неразрешима в пределах истории, она получает окончательное решение «во вневременном, в вечности, во всеединстве за пределами истории»2^
Человеческая история в конечном итоге вновь вливается в «небесную * историю».
Космизм, таким образом, соприкасается с эсхатологией как учением о подлинном исполнении истории и бытия.
Русские космисты
1 Бердяев Н А.
Смысл истории М.: 1990 -С 148.
? Бердяев Н А Истоки и смысл русского коммунизм?).
М.: 1990.
С.
326.


[стр.,92]

92 наполнили русскую идею всечеловеческим, вселенским смыслом, обогатили и конкретизировали ее.
Учение о всеединстве как центральном моменте философии космизма
выразило положительные черты и возвышенные чаяния русского народа, его национального характера.
Но в характере каждой нации существуют и изъяны.
Они, несомненно, были и есть и у русского народа.
Впрочем, необходимо заметить, что некоторые из них являются абсолютизацией вполне понятных упований народа.
Русская нация в течение тысячи лет воспитывалась на православных ценностях.
Уже самое наименование «русской веры» свидетельствовало о солидном самомнении русских.
Огромные жизненные пространства, занимаемые русскими, также немало способствовали этому горделивому самомнению.
Быть может, географическим фактором определялась и присущая русским теллурическая мистика, согласно которой земля есть божье достояние, принадлежать она должна всем и, следовательно, никому.
Таким образом, русский мессианизм есть порождение национального самомнения, огромные пространства,
заселенные миллионами людей, разве это не подтверждение исключительной исторической миссии россиян? Русский народ может и должен привнести в мир правду и справедливость.
«Обеспокоенность» миссионерскими обязанностями привела к забвению и пренебрежению конкретной человеческой судьбой.
Русскому человеку зачастую некогда было заняться устроением своей жизни все силы духа были направлены на «внешнее» устроение.
Государство как наднародный орган занималось, прежде всего, наведением внешнего принудительного единства, решением «общих» проблем, до конкретного человека государству также дела не было.
,• Неустроенность русской жизни компенсировалась коллективными фантазиями, мечтанием о всеобщей справедливости, благе, красоте и добре.
Она определяла и беспомощность в постепенной перестройке социальных

[Back]