Тейяр де Шарден именовал идеальное общество будущего ноосферой, а Маркс —реальным гуманизмом. Таким образом, можно утверждать, что понятие ноосферы у В. Вернадского имеет гораздо более глубокий смысл, на гораздо более высоком уровне присущий взглядам современных наук о природе и обществе, о процессах самоорганизации материального мира. Понятие «ноосфера» обретает свой особый смысл лишь в соотношении с аналогичными понятиями «биосфера» и «техносфера». Эти понятия не означают наименования периодов в истории планеты, сменяющих друг друга. Конечно, определённые хронологические периоды отделяют возникновение биосферы от времени становления техносферы, но суть их отношения к временной последовательности не сводится. Необходимо отметить, что для современного человечества сложность исторической ситуации заключается в том, что оно вовлечено во все виды взаимоотношений с природой, определяемые понятиями «биосфера», «техносфера» и «ноосфера». Человек является частью биосферы, той сложнейшей структурированной системы, которая создавалась многие миллионы лет, и её развитие продолжается в наши дни. В. И. Вернадский выступает против изучения человека как отдельного объекта, против его излишней автономности. Можно говорить только об ограниченных пределах применимости такого анализа, поскольку, в сущности, человек —это «часть живого вещества планеты» [42, с. 34]. Несомненно, в результате цивилизационного и исторического развития человечества изменилось само положение человека: его связи с природой становятся в большей степени опосредованными, но всё же они остаются. Вообще, существование человеческого общества возможно только лишь при сохранении природы, а человек неизменно остаётся взаимосвязанным с ней. Всё это даёт возможность сформулировать некоторые положения мировоззренческого характера: 24 |
21 Понятие ноосферы обретает свой особый смысл лишь в соотношении с аналогичными понятиями биосфера и техносфера. Эти понятия не означают наименования периодов в истории планеты, сменяющих друг друга. Конечно, определенные хронологические периоды отделяют возникновение биосферы от времени становления техносферы, но суть их отношения к временной последовательности не сводится. Сложность исторической ситуации для современного человека состоит в том, что он вовлечен во все типы связей с природой, стоящие за этими именованиями. С одной стороны человек является частью сложнейшей системы биосферы, которая формировалась многие миллионы лет и существует в настоящее время. В.И.Вернадский выступает против приписывания человеку излишней автономности. Рассмотрение его в качестве отдельного объекта возможно лишь в узких пределах, по существу же он является «частью живого вещества планеты»1. Конечно, история развития человека и его материальной культуры изменила его положение; связь с природой становится все более опосредованной, но она остается. Более того, человек продолжает быть неразрывно связанным с природой, а человечество может существовать лишь в пределах ее сохранения. Это позволяет сделать ряд поправок мировоззренческого характера. Во-первых, обособление человека от природы, также как и рассмотрение социальной формы развития как надприродной, является слишком сильным допущением, если не сказать ошибочным, и может иметь место, лишь в сознании. Во-вторых, геологическая оболочка нашей планеты биосфера изменяется медленно, в особом временном режиме. Человечество может знать эти изменения и может не знать их, но оно не может не испытывать на себе их воздействия. 1 См.: Вернадский В. И. Биосфера // Избр. соч. В 5 т. М., 1998. Т.5. С. 34. |