Проверяемый текст
[стр. 241]

главное свидетельство искажения русской идеи коммунистической идеологией.
По словам Н.
Бердяева, ленинское учение о государстве есть извращение идеи социального всеединства.
В извращение русской идеи вполне вписывается и марксистское представление о предшествующей истории как предыстории.
Если русские космисты утверждали, что в рамках человеческой истории не могут воплотиться человеческие упования, то коммунисты были уверены, что именно коммунистическая эпоха —время решения вековых идеалов человечества.
Если русская идея как идея всеединства общечеловечна по форме и содержанию, то идеология коммунизма есть логическое
продолжение национального мессианизма с его утверждением особого исторического пути России.
Другим элементом, извращающим учение о всеединстве, является
коммунистическое учение о пролетарском интернационализме.
Космические устремления русского народа превратились у коммунистов в соци* альный титанизм: соотечественникам годами вдалбливали мысль о том,
а что коммунисты способны не только идеально обустроить социальный космос, но и «переделать» природу и завоевать всю вселенную.
Прав Бердяев: «Русский коммунизм...
есть деформация русской идеи, русского мессианизма и универсализма, русского искания царства правды»
[191].
Парадоксальность ситуации, сложившейся в России, состоит в том, что мы пока не приближаемся, а удаляемся от ноосферы, по крайней мере, того
её образа, который сложился в теории.
В связи с этим возникает вопрос «как, с помощью каких механизмов может быть осуществлено возвращение на путь
движения к ноосфере».
С точки зрения ноосферного подхода, мир будущего представляется миром без насилия.
Присутствие же насилия не приближает сферы разума, а удаляет
её.
Общество должно адекватно воспринимать этот факт.
Как правило, каждая цивилизация пытается всеми средствами защитить свои отличия, свои ценности навязать другим и при этом удивляется, почему
242
[стр. 93]

93 форм жизни.
В русскую идею проникло чувство нетерпения, которое на «мирском» (обыденном) уровне трансформировалось в убеждение возможности скорой («чудесной») трансформации земной юдоли в «царство небесное», немедленного идеального мироу строения.
Этим во многом объясняется терпимость к рискованным социальным экспериментам со стороны государственных лидеров в разные исторические эпохи.
Издержки национального характера, историческая толерантность подготовила приход коммунистов.
Коммунизм, таким образом, не был абсолютно случайным, извне навязанным учением.
Коммунисты сознательно и бессознательно учитывали эту готовность «мирского духа» к восприятию коммунистических идей.
Тоталитаризм православия подготовил почву для коммунистической идеологии, быстро принявшей характер «светской» религии.
Как самодержавное государство мало пеклось о внутреннем комфорте человека, так и коммунисты уповали лишь на насилие и внешнее принудительное единство.
Однако, если самодержавие вкупе с православием могло надеяться «в веках» решить главнейшие жизненные проблемы народа (о чем, к примеру свидетельствуют реформы самого цивилизованного государя России Николая I), то коммунисты во главе с Лениным обещали ли в мировом масштабе решить все жизненные проблемы сразу в ближайшие # десятилетия.
Это и есть главное свидетельство искажения русской идеи коммунистической идеологией.
По словам Н.Бердяева, ленинское учение о государстве есть извращение идеи социального всеединства.
В извращение русской идеи вполне вписывается и марксистское представление о предшествующей истории как предыстории.
Если русские косм исты утверждали, что в рамках человеческой истории не могут воплотиться человеческие упования, то коммунисты были уверены, что « именно коммунистическая эпоха время решения вековых идеалов человечества.
Если русская идея как идея всеединства общечеловечна по форме и содержанию, то идеология коммунизма есть логическое


[стр.,94]

94 продолжение национального мессианизма с его утверждением особого исторического пути России.
Другим элементом, извращающим учение о всеединстве, является
коммунистическое учение о пролетарском интернационализме.
Космические устремления русского народа превратились у коммунистов в социальный титанизм: соотечественникам годами вдалбливали мысль о том,
что коммунисты способны не только идеально обустроить социальный космос, но и «переделать» природу и завоевать всю вселенную.
Прав Бердяев: «Русский коммунизм...
есть деформация русской идеи, русского мессианизма и универсализма, русского искания царства правды».1
Парадоксальность ситуации, сложившейся в России, состоит в том, что мы * пока не приближаемся, а удаляемся от ноосферы, по крайней мере, того ее образа, который сложился в теории.
В связи с этим возникает вопрос, как, с помощью каких механизмов может быть осуществлено возвращение на путь
движении к ноосфере? С точки зрения ноосферного подхода мир будущего представляется миром без насилия.
Присутствие же насилия не приближает сферы разума, а удаляет
ее Общество должно адекватно воспринимать этот факт.
Как правило, каждая цивилизация пытается всеми средствами защитить * свои отличия, свои ценности навязать другим и при этом, удивляется, почему
представители иных цивилизаций зачастую ее не понимают и отвергают.
Здесь можно говорить о различной мере готовности социумов разных уровней к совмещению.
В частности, могут быть выделены следующие этапы готовности к совмещению: • нулевой (полное отсутствие готовности к совмещению); • частичное осознание необходимости совмещения при практической <* пассивности в этом плане; Сборник: Русская идея; символ и смысл // Вопросы философии.
1992, № 8.

[Back]