представители иных цивилизаций зачастую её не понимают и отвергают. Здесь можно говорить о различной мере готовности социумов разных уровней к совмещению. В частности, могут быть выделены следующие этапы готовности к совмещению: • нулевой (полное отсутствие готовности к совмещению); • частичное осознание необходимости совмещения при практической пассивности в этом плане; • то же самое, но с некоторыми реальными действиями (однако не как что-то реально необходимое и осознанное, а вслепую, без теории процесса, без создания истинной готовности к совмещению у людей и у различных социальных групп); • выраженное осознание необходимости совмещения (при более или менее целенаправленных действиях и поисках в этом направлении); • адекватное осознание необходимости совмещения всеми членами общества (готовность к уступкам, компромиссам, самоизменениям, отказам от стереотипов). Российский социум в настоящий момент находится на уровне частичного осознания необходимости совмещения. Человечество в целом тоже ещё только начинает формировать некоторые общие позиции, способствующие сближению сильно различающихся ценностных ориентаций. При этом важно исходить из установок не на программирование общества, а на подлинную самоорганизацию, привлекая потенциал уже сложившихся методов разрешения конфликтов и ведения переговоров, коллективного творчества, деловых игр, психологических тренингов, техник коррекции группового и индивидуального сознания и поведения. Сложившиеся социологические, психологические методы могли бы снять многие препятствия на пути достижения социумом подлинной самоорганизации, поднять его на более высокий уровень рефлективности. Итак, несмотря на процессы унификации и нивелирования культур, они отличаются друг от друга ценностями, воззрениями и представлениями о че243 |
94 продолжение национального мессианизма с его утверждением особого исторического пути России. Другим элементом, извращающим учение о всеединстве, является • коммунистическое учение о пролетарском интернационализме. Космические устремления русского народа превратились у коммунистов в социальный титанизм: соотечественникам годами вдалбливали мысль о том, что коммунисты способны не только идеально обустроить социальный космос, но и «переделать» природу и завоевать всю вселенную. Прав Бердяев: «Русский коммунизм... есть деформация русской идеи, русского мессианизма и универсализма, русского искания царства правды».1 Парадоксальность ситуации, сложившейся в России, состоит в том, что мы * пока не приближаемся, а удаляемся от ноосферы, по крайней мере, того ее образа, который сложился в теории. В связи с этим возникает вопрос, как, с помощью каких механизмов может быть осуществлено возвращение на путь движении к ноосфере? С точки зрения ноосферного подхода мир будущего представляется миром без насилия. Присутствие же насилия не приближает сферы разума, а удаляет ее Общество должно адекватно воспринимать этот факт. Как правило, каждая цивилизация пытается всеми средствами защитить * свои отличия, свои ценности навязать другим и при этом, удивляется, почему представители иных цивилизаций зачастую ее не понимают и отвергают. Здесь можно говорить о различной мере готовности социумов разных уровней к совмещению. В частности, могут быть выделены следующие этапы готовности к совмещению: • нулевой (полное отсутствие готовности к совмещению); • частичное осознание необходимости совмещения при практической <* пассивности в этом плане; Сборник: Русская идея; символ и смысл // Вопросы философии. 1992, № 8. 95 • то же самое, но с некоторыми реальными действиями однако, не как что-то реально необходимое и осознанное, а вслепую, без теории процесса, без создания истинной готовности к совмещению у людей и * у различных социальных групп; • выраженное осознание необходимости совмещения при более или менее целенаправленных действиях и поисках в этом направлении: • адекватное осознание необходимости совмещения всеми членами общества (готовность к уступкам, компромиссам, самоизменениям, отказам от стереотипов). Российский социум в настоящий момент находится на уровне частичного осознания необходимости совмещения. Человечество в целом тоже еще только начинает формировать некоторые общие позиции, способствующие сближению сильно различающихся ценностных ориентаций. При этом важно исходить из установок не на программирование общества, а на подлинную самоорганизацию, привлекая потенциал уже сложившихся методов разрешения конфликтов и ведения переговоров, коллективного творчества, деловых игр, психологических тренингов, техник коррекции группового и индивидуального сознания и поведения. Сложившиеся социологические, психологические методы могли бы снять многие * препятствия на пути достижения социумом подлинной самоорганизации, поднять его на более высокий уровень рефлективности. Итак, несмотря на процессы унификации и нивелирования культур, они отличаются друг от друга ценностями, воззрениями и представлениями о человеке, его месте в природе и обществе. Осознание народами их цивилизационной принадлежности тесно связаны с процессами модернизации и выбором путей в надвигающемся экологическом кризисе. * Экологический императив представляет собой некую систему запретов и такую возможную организацию человеческого общества, способную в рамках экологического императива обеспечить развитие цивилизаций в |