ловеке, его месте в природе и обществе. Осознание народами их цивилизационной принадлежности тесно связано с процессами модернизации и выбором путей в надвигающемся экологическом кризисе. Экологический императив представляет собой некую систему запретов и такую возможную организацию человеческого общества, которая способна в рамках экологического императива обеспечить развитие цивилизаций в данных конкретных природных условиях. Самые опасные противоречия связаны с проблемами экологии, с проблемами организации единой жизни на непрерывно беднеющей планете очень разных цивилизаций, имеющих разные шкалы ценностей и лежащих в их основе разных духовных миров. Движение к ноосфере предполагает сделать проблему спасения природы общим делом. Причём в данном случае речь идёт о формировании принципиально новой идеологии. Если раньше идеология разделяла и противопоставляла друг другу страны и континенты, то теперь она должна объединить осознанием общего и неотменяемого дела. Однако защита природы, став общим делом всех, сможет найти и средства, необходимые для реализации трудных задач. Растущей дезинтеграции человечества, отчуждению и уходу в сферу личного благополучия можно противопоставить общее дело защиты природы, наличие глубинной потребности каждого в других людях и развитие духовности, несущее в себе возможности принципиально новых связей и контактов. Человечество как единый организм, взаимодействующий с биосферой, для своего выживания нуждается в некоей единой стратегии во взаимоотношениях с природой, которая может быть рождена его коллективным разумом. Решение экологических проблем невозможно без изменения нравственных принципов отношения к природе. От того, каким будет человек, какова будет его система ценностей, зависит будущее человечества. Важную роль в формировании экологической культуры, экологического сознания должно играть взаимодействие средств массовой коммуникации и систем воспитания и образования. 244 |
95 • то же самое, но с некоторыми реальными действиями однако, не как что-то реально необходимое и осознанное, а вслепую, без теории процесса, без создания истинной готовности к совмещению у людей и * у различных социальных групп; • выраженное осознание необходимости совмещения при более или менее целенаправленных действиях и поисках в этом направлении: • адекватное осознание необходимости совмещения всеми членами общества (готовность к уступкам, компромиссам, самоизменениям, отказам от стереотипов). Российский социум в настоящий момент находится на уровне частичного осознания необходимости совмещения. Человечество в целом тоже еще только начинает формировать некоторые общие позиции, способствующие сближению сильно различающихся ценностных ориентаций. При этом важно исходить из установок не на программирование общества, а на подлинную самоорганизацию, привлекая потенциал уже сложившихся методов разрешения конфликтов и ведения переговоров, коллективного творчества, деловых игр, психологических тренингов, техник коррекции группового и индивидуального сознания и поведения. Сложившиеся социологические, психологические методы могли бы снять многие * препятствия на пути достижения социумом подлинной самоорганизации, поднять его на более высокий уровень рефлективности. Итак, несмотря на процессы унификации и нивелирования культур, они отличаются друг от друга ценностями, воззрениями и представлениями о человеке, его месте в природе и обществе. Осознание народами их цивилизационной принадлежности тесно связаны с процессами модернизации и выбором путей в надвигающемся экологическом кризисе. * Экологический императив представляет собой некую систему запретов и такую возможную организацию человеческого общества, способную в рамках экологического императива обеспечить развитие цивилизаций в 96 данных конкретных природных условиях. Самые опасные противоречия связаны с проблемами экологии, с проблемами организации единой жизни на непрерывно беднеющей планете очень разных цивилизаций, имеющих * разные шкалы ценностей и лежащих в их основе разных духовных миров. Движение к ноосфере предполагает: сделать проблему спасения природы общим делом. Причем в данном случае речь идет о формировании принципиально новой идеологии. Если раньше идеология разделяла и противопоставляла друг другу страны и континенты, то теперь она должна объединить осознанием общего и неотменяемого дела. Однако, защита природы, став общим делом всех, сможет найти и средства, необходимые для реализации трудных задач. Растущей дезинтеграции человечества, отчуждению и уходу в сферу личного благополучия можно противопоставить общее дело защиты природы, наличие глубинной потребности каждого в других людях и развитие духовности, несущее в себе возможности принципиально новых связей и контактов. Человечество, как единый организм, взаимодействующий с биосферой, для своего выживания нуждается в некоей единой стратегии во взаимоотношениях с природой, которая может быть рождена его коллективным разумом. Решение экологических проблем невозможно без изменения * нравственных принципов отношения к природе. От того, каким будет человек, какова будет его система ценностей, зависит будущее человечества. Важную роль в формировании экологической культуры, экологического сознания должно играть взаимодействие средств массовой коммуникации и систем воспитания и образования. 167 Суть ‘'экологического императива” заключается в том, что теперь люди обязаны жить по другим правилам — вовсе не природным. Новое мировоззрение человечества должно быть сформулировано с учетом того обстоятельства, что один вид живого принимает на себя всю ответственность за соблюдение “правил безопасности на планете”, за сохранение устойчивого равновесия энергетических и материальных потоков. Таким образом, экологический императив определяется соотношением признаков природной среды, которые зависят от особенностей цивилизаций, культур и изменение которых человеческой деятельностью недопустимо ни при каких условиях. Реализация экологического императива зависит от воли человека, от его взаимоотношения с окружающей природой, понимания того, !► что природу, человеческое общество, научную мысль следует рассматривать в их нерасторжимой целостности. Разные цивилизации будут по-разному воспринимать природные ограничения и искать свои пути дальнейшего развития, но на этом пути возможны конфликты из-за ресурсов. В этом и заключается экологическая сущность современного социокультурного анализа современного периода развития человечества. Экологический императив представляет собой некую систему запретов и такую возможную организацию человеческого общества, способную в * рамках экологического императива обеспечить развитие цивилизаций в данных конкретных природных условиях. Самые опасные противоречия связаны с проблемами экологии, с проблемами организации единой жизни на непрерывно беднеющей планете очень разных цивилизаций, имеющих разные шкалы ценностей и лежащих в их основе разных духовных миров. Растущей дезинтеграции человечества, отчуждению и уходу в сферу личного благополучия можно противопоставить общее дело защиты О» природы, наличие глубинной потребности каждого в других людях и развитие духовности, несущее в себе возможности принципиально новых связей и контактов. Человечество, как единый организм, взаимодействующий |