должно привести мир в состояние трансформации, наполнить его множеством коммуникаций, способствующих обновлению традиционных социальных принципов, структур, нравов и представлений. В области социально-культурной жизни Белл констатировал растущее размыкание между культурой и социальной структурой. Общество, по мнению Белла, становится функционально более организованным, приспосабливающимся к знанию и господству комплексных научных сил. Культура ориентированного на успех технологического мира становится более гедонистической, вседозволяющеи, экспрессивной. Известный футуролог директор Герман Канн, участвующий в работе этой комиссии, прогнозирует глобальное распространение «ощущаемого искусства», концептуальные положения которого послужили основой для разработки концепции «мозаичной культуры». В этом контексте возникает образ «глобального метрополиса» —города, в котором сосуществуют множество культур и народностей, утверждающих право на независимую частную жизнь. Мозаичная культура имеет тенденцию к глобальному распространению не только благодаря средствам массовой информации, но и потому, что её базисом становятся транснациональные корпорации постиндустриального общества, которым Г. Кан и Б. БрюсБриггс отводят роль главной движущей силы мировой экономики, мировой культуры и общества [203]. Существенный вклад в развитие доктрины постиндустриализма внёс американский политолог Збигнев Бжезинский, который изложил основные положения своей футурологической концепции в книге «Между двух веков. Роль Америки в технотронную эру». «Постиндустриальное общество, —утверждает Бжезинский, —становится технотронным обществом —* обществом, которое в культурном, психологическом, социальном и экономическом отношениях формируется под воздействием техники и электроники, особенно развитой в области компьютеров и коммуникаций» 254 |
В предисловии к сборнику, представляющему результаты работы футурологической комиссии, Д. Белл утзерждал, что благодаря преобразованию машинной технологии в интеллектуальную происходят изменения и в американской политической системе. С этими процессами связаны и тенденции превращения экономической системы в "постиндустриальное обшестзо, где центр тяжести перемешается в сферу услуг, а источники новаторства сосредоточиваются в интеллектуальных институтах, в основном в университетах и научно-исследовательских учреждениях, а не в прежних индустриальных корпорациях"3 . Все эти сдвиги и тенденции, по мнению Белла превращают университеты в "стражей" общества. Они отстаивают необходимость управления "человеческим капиталом" а не финансовым и ставят критические социологические зопросы об отношении новых технократических форм принятия решений к политическим структурам общества. В орбиту этих сдвигов Белл включал и более активное участие граждан в управлении, и уменьшение зависимости детей от родителей. В международном плане прогнозировалась актуализация таких проблем, как преодоление разрыва между богатыми и бедными странами, что приведет мир в состояние изменчивости, наполнит его множеством коммуникаций, способствующих обновлению традиционных социальных принципов, структур, нравоз и представлений. В области культуры Белл констатировал растущее размыкание между культурой и социальной структурой. Общество становится функционально более организованным и приспосабливается к знанию и ведущей роли науки. Культура становится более гедонистической, вседозволяющей, экспрессивной, не признающей авторитеты и стандарты буржуазного общества. Американские ученые, работавшие вместе с Д. Беллом в футурологической комиссии 1965 года при выявлении тенденций развития общества фиксировали внимание в первую очередь на внеидеологическом пространстве человеческого существования. J Bell 0. The Year 2000 The Trajectory of an Idea // Toward the Year 2000. Work in Progress / Ed. by D. Bell. Boston, 1968. P. 5-6. 9 зависимого от достижений научно-технического прогресса в областях медицины, химии, информатики и др. Участники комиссии прогнозировали средства воздействия на физическое и психическое состояние людей4 . Помимо этого, предсказывались и тенденции, укрепляющие идеологические предрассудки представления о человеке как "острове в самом себе"5 , и внутренне связанные с ними, различные формы антиобщественного индивидуализма6 . В работе комиссии принимал участие известный футуролог директор Гудзоновского института Герман Кан. В докладе (подготовленном в соавторстве с Энтони Винером) прогнозируется глобальное распространение "ощущаемого искусства", ориентированного не на идейно-интеллектуальную содержательность, а на спонтанно-чувственное отношение индивидуумов к окружающей среде? . Концептуальные положения "ощущаемого искусства" послужили основой для разработки концепции "мозаичной культуры"8 как противовеса "униформированной гомогенной культуре". В этом контексте возникает образ "глобального метрополиса" города, в котором сосуществуют множество культур и народностей, утверждающих право на независимую частную жизнь.9 При этом, мозаичная культура имеет тенденцию к глобальному распространению не только благодаря средствам массовой информации, но и потому, что ее базисом становятся транснациональные корпорации постиндустриального общества, которым Г. Кан и ' Ouarton G. Deliberate Efforts to Control Human Behavior and Modify Personality // Toward the Year 200C. Work in Progress / Ed. by D. Bell. Boston, 1968P. 218. 5 Erikson E. Memorandum on Youth // Toward the Year 2000. Work in Progress / Ed. by D. Bell. Boston, 1968. P. 232-234. 6 Wilson J. Violence // Toward the Year 2000. Work in Progress / Ed. by D. Bell. Boston, 1968. P. 286-294. ' Kahn H., Wiener A. The Next Thirty-Three Years: A Frame-Work for Speculation // Toward the Year 2000. Work in Progress / Ed. by 0. Sell. Boston, 1968. P. 75. 8 Обзор хонцепиий "ощущаемого искусства" и "мозаичной культуры" представлен в книге Л.М.Земляновой, см.; Земяянова Л.М. Современная американская ксммуникавистика: теоретические концепции, проблемы, прогнозы. М-: Иэд-во МГУ, 1995. С.196-201. * См.: Kahn Н., Bruce-Briggs В. Things to Come. Thinking About the Seventies and Eighties. N.Y., 1972. P. 11. 1С Б. 5рюс-Бриггс отводят роль главной движущей силы мировой экономики и мировой культуры и общества. Существенный вклад в развитие доктрины постиндустриализма внес американский политолог Збигнев Бжезинский, который изложил основные положения своей футурологической концепции в книге "Между двух веков. Роль Америки в технотронную эру". "Постиндустриальное общество, утверждает Бжезинский, становится технотронным обществом обществом, которое в культурном, психологическом, социальном и экономическом отношениях формируется под воздействием техники и электроники, особенно развитой в области компьютеров и коммуникаций"10 . Технотронная революция накладывает свой отпечаток на характер образного восприятия действительности, рушатся традиционные связи в семье, и между поколениями, общественная жизнь фрагментируется, несмотря на растущие тенденции к глобальной интеграции. Этот парадокс, по мнению Бжезинского, способствует краху старых верований, связанных с национальными и идеологическими общностями людей, и формирует новое глобальное видение мира. "В то время, как наша непосредственная реальность фрагментируется, отмечает Бжезинский, глобальная реальность все сильнее и сильнее поглощает индивидуума, вовлекает его и даже порой подавляет. Очевидной непосредственной, уже много раз обсуждавшейся причиной являются коммуникации. Изменения, вызванные коммуникациями и компьютерами, чрезвычайно содействуют связанности общества, члены которого пребывают в непрерывных и тесных слуховизуальных контактах, постоянно взаимодействуя, соучаствуя в наиболее напряженных социальных испытаниях, и их легко можно подтолкнуть к усилению личного подключения к решению даже весьма отдаленных проблем. Новое поколение не занимается более определением мира, опираясь исключительно на чтение, будь то идеологически структурный анализ 1 0 Brzezinski Zb. Between Two Ages. America's Role in the Techngtronic Era. N.V., 1970. P.9. ii |