Проверяемый текст
Чугунов, Андрей Владимирович. Политика и интернет: политическая коммуникация в условиях развития современных информационных технологий (Диссертация 2000)
[стр. 256]

производства товаров к производству услуг, проведению исследовании, организации системы образования и повышению качества жизни; в котором класс технических специалистов стал основной профессиональной группой и, что самое важное, в котором внедрение нововведений...
во
всё большей степени стало зависеть от достижений теоретического знания...
Постиндустриальное общество...
предполагает
возникновение нового класса, представители которого на политическом уровне выступают в качестве консультантов, экспертов или технократов» [208, с.
17].
Второй подход связан с определением нового состояния цивилизации через анализ его отдельных признаков, в частности информационных процессов.
В начале 1960-х
гг.
фактически одновременно в Японии и США был введён в научный оборот термин «информационное общество», положивший начало одноимённой теории.
Теория информационного общества начала
раз• рабатываться в трудах таких авторов, как М.
Порат, Й.
Масуда, Т.
Стоуньер, Р: Катц [209].
Темпы развития информационных технологий, по мнению сторонников этой концепции, переводят постиндустриальное общество в новое качественное состояние или стадию информационного общества.

По мере развития электронных СМИ, информационных технологий и совершенствования компьютерной техники в коммуникативистике и социологии
расширяется дискурс о функциях средств массовой коммуникации, роли информации в жизни общества и тенденциях построения информационного общества.
В этой связи представляют интерес два имени Маршалл Маклюэн и Элвин Тоффлер.
Отличительной особенностью взглядов Маклюэна является то обстоятельство, что технологии коммуникации рассматриваются им в качестве решающего фактора процесса формирования той или иной социальноэкономической системы.
Так, уже в «Галактике
Гуттенберга» он показывает, 257
[стр. 13]

Первый подход объединил авторов, подчеркивающих различия между сложившимся к концу 60-х годов западном обществом и новой технологической цивилизацией.
Некоторые исследователи конкретизируют свои концепции, говоря о постиндустриальном капитализме и социализме, экологическом и конвенциальном постиндустриализме14 и т.п.
В основе этого подхода лежит оценка нового (зарождающегося) социума как резко отличающегося от общества, господствующего на протяжении последних столетий.
При этом отмечается, прежде всего, снижение роли материального производства и опережающее развитие сектора услуг и информации.
Эти факторы изменяют характер человеческой деятельности и типы ресурсов, вовлекаемых в общественное производство, что приводит к существенной модификации традиционной социальной структуры.
Этому подходу, как и всей концептуальной линии постиндустриализма, присущи оттенки технологического детерминизма, что стало причиной ее критики со стороны исследователей приверженцев концепции постмодернизма, которая широко распространилась в футурологических исследованиях 80-90-х гоД О Б .
1 5 В русле этого подхода лежит развернутое определение постиндустриализма данное Д.
Беллом.
"Постиндустриальное общество определяется как общество, в экономике которого приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг, проведению исследований, организации системы образования и повышению качества жизни; в котором класс технических специалистов стал основной профессиональной группой и, что самое важное, в котором внедрение нововведений...
во
все большей степени стало зависеть от достижений теоретического знания...
Постиндустриальное общество...
предполагает "
См.: Heilbroner R.L.
Business Civilisacion in Decline.
N.Y.-L., 1976.P.
73; Gorz A.
Farewell to the Working Class: An Essey on PostIndustrial Socialism.L., 1982; Roszak T.
Where the Wasteland Ends: Politics and Transcendence in Postindustrial Society.N.Y., 1972; Bahro R.
From Red to Green.L., 1984; Illich I.
The Tools for Conviviality.
L., 1985.
13

[стр.,14]

возникновение нового класса, представители которого на политическом уровне выступают в качестве консультантов, экспертов или технократов"1 6 .
Второй подход связан с определением нового состояния циви^ лизации через анализ его отдельных признаков в частности информационных процессов.
В начале 1960-х
годов фактически одновременно в Японии и США был введен в научный оборот термин "информационное общество"1 ', положивший начало одноименной теории.
Теория информационного общества начала
разрабатываться в трудах таких авторов, как М.
Порат1 8 , Й.
Масуда1 5 , Т.
Стоуньер2 0 , Р.
Катц2 1 .
Темпы развития информационных технологий, по мнению сторонников этой концепции, переводят постиндустриальное общество в новое качественное состояние или стадию информационного общества.

К примеру, анализируя период 1940/-70-х гг.
Й.
Масуда отмечает, что смена поколений компьютерной техники и переход от одного технологического решения к другому, более совершенному, происходит со все возрастающей быстротой.
Скорость развертывания информационной революции не только от трех до шести раз выше темпоз развития технологий использования энергии, но и имеет тенденцию к постоянному ускорению".
По мере развития электронных СМИ, информационных технологий и совершенствования компьютерной техники в коммуникативистике и социологии
нарастает дискурс о функциях средств мас1 5 См: Иноземцев В.Л.
Перспективы постиндустриальной теории э менявшемся мире // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология.
М.: Academia, 1990.
С.
19-20.
1 6 Bell D.
Notes on the Post-Industrial Society // The Public Interest.
1967.
No 7.
P.102.
1 1 См.: Dordick H.S., Wang G.
The Information Society: A Retrospective View.
Newbury Park-L., 1993.
1 8 См.: Porat M., Rubin M.
The Information Economy: Development and Measurement.
Wash., 1978.
: 9 См.: Masuda Y.
The Information Society as Postir.dustrial Society.
Wash., 1983.
2 0 См.: Stonier T.
The Wealth of Information.
L., 1983.
2 1 См.: Katz R.L.
The Information Society: An International Perspective.
N.Y., 1988.
2 3 См.: Masuda Y.
The Information Society as Post-Industrial Society.
Wash., 1981.
P.
45.
14

[стр.,16]

сознательно противопосталял себя американской соииологиии масс-медиа.
В ответ Маклюэна объявили солипсистом, сваливающим в одну кучу, как хлам, все ценности человека Запада.
Однако, после того, как стих рекламный ажиотаж, те же социологи стали обнаруживать, что Маклюэн, по существу, не опровергает, а дополняет их собственные представления о масс-медиа.
Постепенно идеи Маклюэна обрели респектабельность и вошли в арсенал американской социологии28 .
Отличительной особенностью взглядов Маклюэна является то обстоятельство, что технологии коммуникации рассматриваются им в качестве решающего фактора процесса формирования той или иной социально-экономической системы.
Так, уже в "Галактике
Гутенберга" он показывает, что развитие и экономической и социально-политической инфраструктуры индустриального общества было бы невозможно без того кардинального изменения коммуникативных стратегий, которое повлекло за собой изобретение печатного пресса.
Лишь в услозиях массового распространения печатного слова становятся возможными и частнособственническое предпринимательство и демократизация общества на основе избирательного права, поскольку именно словом печатным, а не устным и даже не письменным формируется исходный элемент и центральный агент такого общественного устройства атомизированная, изолированная человеческая индивидуальность.
Еще в 1962 году Маклюэн вводит* в качестве ведущего,, понятие "электронное общество": отсюда его стремление изучать развитие современной культуры прежде всего по отношению к месту в ней электрических, или электронных, средств общения, или коммуникации.
Основной тезис Маклюэна, впоследствии ставший афоризмом, "сообщением, передаваемым средством общения, является само это средство (the medium is the message)".
Внимание Маклюэна было сконцентрировано, прежде всего, на телевидении, однако оно выступало как+бы представителем всей 3 8 См.: Терин В.П.
Массовая коммуникация.
Социокультурные аспекты полити ческого воздействия: исследование опыта Запада.
М., 1999.
С.
113-114.
16

[Back]