Проверяемый текст
Чугунов, Андрей Владимирович. Политика и интернет: политическая коммуникация в условиях развития современных информационных технологий (Диссертация 2000)
[стр. 258]

Подчеркивая относительную самостоятельность средств массовой коммуникации, Маклюэн обозначает тенденции всё усиливающейся активной роли масс-медиа.
Массовая коммуникация как структурно оформившаяся сфера жизни современного общества, с одной стороны, является его частью, а с другой имеет над ним
определённую власть.
Исходя из этих позиций, Маклюэн делает прогнозы на будущее: «Мы уже в пределах видимой досягаемости мира, который будет автоматически контролироваться с помощью масс-медиа...
Теперь можно будет держать под контролем
эмоциональный климат целых культур точно так же, как у нас стало получаться с поддержанием равновесия мировой рыночной экономики» [211, с.
94].
Не менее существенный вклад в развитие идей постиндустриализма внесла концепция Элвина Тоффлера, изложенная в его книге «Третья волна» [212].
Тоффлер предлагает свою схему феноменологии исторического процесса, которая игнорирует традиционные историографические
конt * цепции.
Тоффлер выделяет в истории цивилизации три волны: первая волна — аграрная (до XVIII в.), вторая индустриальная (до 50-х
гг.
XX в.) и третья постили супериндустриальная (начиная с
1950-х годов).
Во введении автор подчёркивает, что его книга —это «не объективный прогноз, и она не претендует на то, чтобы быть научно обоснованной», и далее определяет основание своей работы как полусистематическую модель цивилизации и наших взаимоотношений с ней.
Тоффлер описывает процесс отмирания индустриальной цивилизации в терминах
«техносфера», «социосфера», «информационная» и «властная» сферы, показывает, какие i к * !> * революционные изменения в сегодняшнем мире претерпевает каждая из этих сфер.
Особое внимание уделяется показу взаимоотношений между этими сферами, а также между «биосферой» и «психосферой».
«Психосфера» для Тоффлера —это та структура психологических и личностных
259
[стр. 17]

глобальной электронной реальности.
Таким образом, говоря о воздействии телевидения, он стремился выявлять тенденции^ характерные для всех СМИ.
В качестве эстетико-психологического и социального объекта телевидение привлекает внимание поскольку оно "вбирает" в себя другие масс-медиа (радио, кино, прессу)^ является важным элементом информационных технологий и информационных сетей.
При этом^ наиболее подходящим средством удержания сознанием цельности восприятия бурно обновляющейся мозаичнорезонансной реальности оказывается миф.
"Мы действительно жизем по законам мифа и интегрально, как когда-то, но продолжаем думать по формулам прежнего дискретного пространства времени доэлектрического века"29 .
Продолжая исследования в том же плане, Маклюэн обнаруживает, что в современную эпоху не только телевизионное восприятие, но и вся жизнедеятельность современного общества стала все больше осуществляться в соответствии с принципом мозаичного резонанса: посредством телекоммуникаций, масс-медиа и компьютеров электричество как бы продолжает центральную нервную систему до образования "глобального объятия", где все оказывается тем самым взаимосвязано, и з результате формируется "глобальная деревня".
"Земной шар, связанный электричеством,~пишет Маклюэн,не больше деревни"30 .
Говоря об относительной самостоятельности средств массовой коммуникации, Маклюэн подчеркивает тенденции все усиливающейся активной роли масс-медиа.
Массовая коммуникация как структурно оформившаяся сфера жизни современного общества с одной стороны является его частью, а с другой имеет над ним
определенную власть.
Исходя из этих позиций, Маклюэн делает прогнозы на будущее: "Мы уже в пределах видимой досягаемости мира, который будет автоматически контролироваться [с помощью масс-медиа)...
Теперь можно будет держать под контролем
эмо2 9 McLuhan М.
Understanding media: The Extensions of Man.
N.Y., 1967.
P.20.
3 0 Там же.
17

[стр.,18]

циональный климат целых культур точно так же, как у нас стало получаться с поддержанием равновесия мировой рыночной экономики"3 1 « Говоря о влиянии масс-медиа на общество, Маклюэн отметил выход в большую жизнь "поколений, с телевизором своей матери всосавших все времена и пространства мира через рекламу", согласно которой "демократические свободы в очень большой мере выражаются в том, что люди озабочены не политикой, а перхотью в голове, волосами на ногах, вялой работой кишечника, мало привлекательной формой груди, больными деснами, лишним весом и застойными явлениями кровообращения"32 .
В своих последних работах Маклюэн показвал, что в условиях новой информационной среды и воздействия электронных сетей бизнес и культура оказываются понятиями равнозначными и взаимозаменяемыми33 .
При этом, предвидя ситуацию 1990-х гг., он отмечал, что "если существуют телекоммуникации с их глобальным охватом, то должно же быть так, чтобы соответствующие группы и организации их использовали"'4 .
В заключение краткого обзора идей Маклюэна необходимо сформулировать позиции его концепции, которые соотносятся с постулатами постиндустриализма.
Можно сделать зывод, что Маклюэн в истории цивилизации выделял три основные этапа: первобытная дописьменная культура с устными формами связи и передачи информации; письменно-печатная культура ("галактика Гутенберга"), заменившая естественность и коллективизм индивидуализмом; современный этап ("глобальная деревня"), возрождающий естественное слуховизуальное многомерное восприятие мира и коллективность, но на новой электронной основе через замещение письменно-печатных языков общения радиотелевизионными и сетевыми средствами массовых коммуникаций.
3 1 Там же.
Р.41.
з г Там же.
Р.203.
" См.: McLuhan М.
Culture is Our Business.
N.Y--Toronto, 1910.
P.54.
3 4 Там же.
P.66.
ie

[стр.,19]

Существенный вклад в развитие идей постиндустриализма внесла концепция Элвина Тоффлера, изложенная в его книге "Третья волна"35 .
Тоффлер предлагает свою схему феноменологии исторического процесса, которая игнорирует традиционные историографические
концепции.
При этом Тоффлер опирается на очень объемный фактический материал, ссылки на научную и публицистическую литературу, цифровые распределения, статистические данные {текст, разбитый на 28 глав объемом около 700 страниц опирается на более 500 примечаний и библиографию, включающую 534 названия) .
Тоффлер выделяет в истории цивилизации три волны: первая волна аграрная (до XVIII века), вторая индустриальная (до 50-х
годов XX века) и третья постили супериндустриальная (начиная с 50-х годов).
Во введении автор подчеркивает, что его книга это "не объективный прогноз, и она не претендует на то, чтобы быть научно обоснованной"36 и далее определяет основание своей работы, как полусистематическую модель цивилизации и наших взаимоотношений с ней.
Тоффлер описывает процессе отмирания индустриальной цивилизациии в терминах
"техносферы", "социосферы", "информационной" и "властной сферы", показывает какие революционные изменения в сегодняшнем мире претерпевает каждая из этих сфер.
Особое внимание уделяется показу взаимоотношений между этими сферами, а также между "биосферой" и "психосферой".
"Психосфера" для Тоффлера это та структура психологических и личностных
отношений, благодаря которым перемены, происходящие во внешнем мире, влияют на нашу частную жизнь.
Основная метафора, используемая Тоффлером, это столкновение волн, приводящее к переменам.
По мнению автора, идея волны это не только способ организовать огромные массы " Toffler A.
The Third Wave.
N.Y., 1980 (Перевод на русский язык: Тоффлер Э.
Третья волна.
М.: ACT, 1999.
784 с ) .
" Тоффлер Э.
Третья волна.
М.: ACT, 1999.
С.
26.
19

[Back]