отношений, благодаря которым перемены, происходящие во внешнем мире, влияют на частную жизнь. Основная метафора, используемая Тоффлером, это столкновение волн, приводящее к переменам. По мнению автора, идея волны это не только способ организовать огромные массы весьма противоречивой информации, она помогает видеть то, что находится под «бушующей поверхностью перемен» [213, с. 13]. Тоффлер подчёркивает оптимистический характер своей работы, т. к. верит в реальность новых перспектив и потенциал «третьей волны», которая «доказывает, что в самой сердцевине разрушения и распада мы можем обнаружить сейчас потрясающие свидетельства зарождения и жизни. Ясно и, как мне кажется, неоспоримо, что... зарождающаяся цивилизация может стать более здоровой, благоразумной и устойчивой, более пристойной и более демократической, чем любая из известных нам до сих пор» [214, с. 243]. Применяя новый подход —волнофронтальный анализ социальных процессов (или анализ «фронта волны»), который означает видение эволюции мира в её глобально-синхронных фазах, Тоффлер анализирует техникоэкономические и информационно-коммуникативные факторы общественного развития. При этом он отмечает, что предложенный им подход к анализу социальных процессов «фокусирует наше внимание не столько на исторических непрерывностях, сколь бы важны они не были, сколько на дискретности в истории, моментах нарушения непрерывности нововведениях и точках перерыва. Он обнаруживает основные перемены в момент их возникновения и позволяет на них влиять» [215, с. 256]. Первая волна, по Тоффлеру, началась примерно 10 тыс. лет назад сФ переходом от собирательства и охоты к сельскохозяйственной жизни и появлению первых ростков цивилизации. Цивилизации в течение тысячелетий росли и приходили в упадок, воевали и вступали в союзы, сливались, образуя причудливую смесь, однако все они обладали некоторыми 260 |
Существенный вклад в развитие идей постиндустриализма внесла концепция Элвина Тоффлера, изложенная в его книге "Третья волна"35 . Тоффлер предлагает свою схему феноменологии исторического процесса, которая игнорирует традиционные историографические концепции. При этом Тоффлер опирается на очень объемный фактический материал, ссылки на научную и публицистическую литературу, цифровые распределения, статистические данные {текст, разбитый на 28 глав объемом около 700 страниц опирается на более 500 примечаний и библиографию, включающую 534 названия) . Тоффлер выделяет в истории цивилизации три волны: первая волна аграрная (до XVIII века), вторая индустриальная (до 50-х годов XX века) и третья постили супериндустриальная (начиная с 50-х годов). Во введении автор подчеркивает, что его книга это "не объективный прогноз, и она не претендует на то, чтобы быть научно обоснованной"36 и далее определяет основание своей работы, как полусистематическую модель цивилизации и наших взаимоотношений с ней. Тоффлер описывает процессе отмирания индустриальной цивилизациии в терминах "техносферы", "социосферы", "информационной" и "властной сферы", показывает какие революционные изменения в сегодняшнем мире претерпевает каждая из этих сфер. Особое внимание уделяется показу взаимоотношений между этими сферами, а также между "биосферой" и "психосферой". "Психосфера" для Тоффлера это та структура психологических и личностных отношений, благодаря которым перемены, происходящие во внешнем мире, влияют на нашу частную жизнь. Основная метафора, используемая Тоффлером, это столкновение волн, приводящее к переменам. По мнению автора, идея волны это не только способ организовать огромные массы " Toffler A. The Third Wave. N.Y., 1980 (Перевод на русский язык: Тоффлер Э. Третья волна. М.: ACT, 1999. 784 с ) . " Тоффлер Э. Третья волна. М.: ACT, 1999. С. 26. 19 весьма противоречивой информации, она помогает видеть то, что находится под "бушующей поверхностью перемен" '. Применяя новый подход волнсфронтальный анализ социальных процессов (или анализ "фронта волны"), который означает видение эволюции мира в ее глобально-синхронных фазах, Тоффлер анализирует технико-экономические и информационнокоммуникативные факторы общественного развития . При этом он подчеркивает, что предложенный им подход к анализу социальных процессов "фокусирует наше внимание не столько на исторических непрерывностях, сколь бы важны они не были, сколько на дискретности а истории, моментах нарушения непрерывности нововведениях и точках перерыва. Он обнаруживает основные перемены в момент их возникновения и позволяет на них влиять"3 9 . Первая волна, по Тоффлеру, началась примерно 10 тыс. лет назад с переходом от собирательства и охоты к сельскохозяйственной жизни и появлению первых ростков цивилизации. Экономика была децентрализованной и замкнутой каждое сообщество производило большую часть того, что потребляло. При этом были и исключения например, фактории, выпускавшие массовую продукцию в Древней Греции и Риме, которые Тоффлер определяет как отдельные намеки на то, что должно придти вслед за сельскохозяйственной цивилизацией предвестники Второй волны4 0 . Первая волна перемен еще не исчерпала своего потенциала, когда в конце XVII в. в Европе возникла индустриальная революция (вторая волна планетарных перемен). Новый процесс индустриализации начал двигаться по странам и континентам уже гораздо быстрее. "Таким образом, два отдельных, явно отличающихся друг от друга процесса перемен распространялись по земле одновременно, но с разной скоростью"4 1 . 3 7 См. : Там же. С. 26-27. 1 1 См.: Там же. С. 38-40. и Там же. С. 38. См.: Там же. С. 41-53. " Там же. С39. 20 |