4.2. ЭКОЛОГО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ Угроза уничтожения жизни в глобальном масштабе приобрела столь реальные очертания, что в структуре современных ценностей в качестве главнейшей из них выступает сама жизнь в планетарном масштабе. Кроме того, приоритеты общественного сознания смещаются в сторону признания высшей ценностью гармоничное развитие человека и природы, отказ от иерархической картины мира. Современная экологическая ситуация явилась следствием социально-экономического развития мирового сообщества, ориентированного на технократические цели, ценности и материальное потребление, отодвинув на второй план духовные факторы существования, и обозначившие признаки духовного кризиса. Ещё не так давно ценности техногенной цивилизации казались, бесспорными и незыблемыми, но в современной культуре они вызывают противоречивое отношение. Поразивший цивилизацию глобальный кризис вынуждает в них усомниться. Наряду с сохраняющимися ценностями техногенной культуры, сегодня формируются новые принципы взаимодействия с природой и социального управления, опирающиеся на универсальность законов самоорганизации. Этический аспект отношений «человек —природа» обретает новое смысловое значение. И. Пригожин отмечает: «Западно-европейская мысль всегда испытывала колебания между миром-автоматом и теологией с её миром, безраздельно подвластным Богу... В конце XX в. наука выполняет универсальную миссию, затрагивающую взаимодействие не только человека и природы, но и человека с человеком» [224]. Т. Роззак считает, что кризис духовности —это следствие безудержного рационализма и техницизма [225]. Можно утверждать, что глубинной основой кризиса является именно кризис ценностей. Необходимо выработать новую систему ценностей, которая обеспечит переход к будущему типу цивилизационного развития. Необходим 273 |
3 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. Среди глобальных проблем современности экологическая проблема по своей остроте в конце XX начале XXI века вышла на первый план. При этом очевидна её тесная взаимосвязь с другими глобальными проблемами, стоящими перед цивилизацией. Антропогенное воздействие на природную среду приводит к нарушению биосферного равновесия, необратимым деградационным изменениям, радикальной трансформации традиционных природных условий, что ставит под сомнение дальнейшее существование самого человека. Угроза уничтожения жизни в глобальном масштабе приобрела столь реальные очертания, что в структуре современных ценностей в качестве главнейшей из них выступает сама жизнь в планетарном масштабе. Кроме того, приоритеты общественного сознания смещаются в сторону признания высшей ценности гармоничного развития человека и природы, отказа от иерархической картины мира. В настоящее время процессы коренных перемен затрагивают не только экологическую сферу, но и культурные основания. Своевременное переосмысление проблемы формирования экологической культуры напрямую связано с комплексом духовных, социально-политических, экономических процессов, происходящих в последние годы, как в мире, так и в российском обществе. Это понятие, выражая совокупное единство культуры и экологии, описывает основанную на экологическом сознании специфическую социальную деятельность, направленную на сохранение, восстановление и разумное использование окружающей среды. Понятие «экологическая культура» носит в настоящее время дискуссионный характер. Это предполагает существование множества точек зрения на данную проблему, с одной стороны, и подчеркивает необходимость дальнейшего ведения целенаправленной исследовательской работы, с другой. Характеризуя нынешнее состояние отечественных исследований относительно связей |