Важным фактором в оптимизации отношений в системе «человек природа» является экологическая культура. Роль культурного фактора во взаимодействии человека и природы на современном этапе резко возрастает. Этот срез культуры определяет меру и способ включённости человека в деятельность по преобразованию природы. Сегодня признаком высокой культуры вообще и экологической культуры в частности становится не степень отличия социального от природного, а степень их единства. Таким единством достигается стабильность и природы, и общества, образующих социоприродную систему, в которой природа становится челове ческой сущностью человека, а сохранение природы средством сохранения общества и человека как вида. Своевременное переосмысление проблемы формирования экологической культуры напрямую связано с комплексом духовных, социальнополитических, экономических процессов, происходящих в последние годы в мире. Формирование экологической культуры это сложный, многоаспектный, длительный процесс утверждения в образе мышления, чувств и поведении людей всех возрастов личностных, морально-политических установок, социально-нравственных ценностей, норм и требований, правил, привычек, осуществление которых обеспечит устойчивое качество окружающей среды, экологическую безопасность и рациональное использование природных ресурсов. Экологическая культура предполагает формирование духовно-нравственных качеств личности, выражается в способности людей осознанно пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности, способности поступать по совести в общении с природой и людьми, и станет реальностью лишь в результате непрерывного экологического образования и просвещения людей всех возрастов, социальных и профессиональных групп на традиционной духовно-нравственной основе. Экологическая культура — это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего поло277 |
3 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. Среди глобальных проблем современности экологическая проблема по своей остроте в конце XX начале XXI века вышла на первый план. При этом очевидна её тесная взаимосвязь с другими глобальными проблемами, стоящими перед цивилизацией. Антропогенное воздействие на природную среду приводит к нарушению биосферного равновесия, необратимым деградационным изменениям, радикальной трансформации традиционных природных условий, что ставит под сомнение дальнейшее существование самого человека. Угроза уничтожения жизни в глобальном масштабе приобрела столь реальные очертания, что в структуре современных ценностей в качестве главнейшей из них выступает сама жизнь в планетарном масштабе. Кроме того, приоритеты общественного сознания смещаются в сторону признания высшей ценности гармоничного развития человека и природы, отказа от иерархической картины мира. В настоящее время процессы коренных перемен затрагивают не только экологическую сферу, но и культурные основания. Своевременное переосмысление проблемы формирования экологической культуры напрямую связано с комплексом духовных, социально-политических, экономических процессов, происходящих в последние годы, как в мире, так и в российском обществе. Это понятие, выражая совокупное единство культуры и экологии, описывает основанную на экологическом сознании специфическую социальную деятельность, направленную на сохранение, восстановление и разумное использование окружающей среды. Понятие «экологическая культура» носит в настоящее время дискуссионный характер. Это предполагает существование множества точек зрения на данную проблему, с одной стороны, и подчеркивает необходимость дальнейшего ведения целенаправленной исследовательской работы, с другой. Характеризуя нынешнее состояние отечественных исследований относительно связей 52 все более актуальной. Выделяют три важнейших аспекта гармонизации взаимоотношений природы и общества: • гармония познания окружающего мира; • гармония создания внешней среды обитания человека, его Дома в широком смысле слова; • гармония внутренней среды человека, его тела, духа и души, ответственная за его физическое, духовное и душевное здоровье. В соответствии с этим разрешение противоречий между человеком и природой возможно на путях гармонизации взаимоотношений человека и природы в трех сферах: преобразовательной, познавательной и этикоэстетической. Формирование экологической культуры это сложный, многоаспектный, длительный процесс утверждения в образе мышления, чувств и поведении людей всех возрастов личностных, моральнополитических установок, социально-нравственных ценностей, норм и требований, правил, привычек, осуществление которых обеспечит устойчивое качество окружающей среды, экологическую безопасность и рациональное использование природных ресурсов. Экологическая культура предполагает формирование духовно-нравственных качеств личности, выражается в способности людей осознанно пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности, способности поступать по совести в общении с природой и людьми, и станет реальностью лишь в результате непрерывного экологического образования и просвещения людей всех возрастов, социальных и профессиональных групп на традиционной духовно-нравственной основе. Экологическая культура это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Здесь необходимо сразу прояснить, что имеется в виду не отношение человека и мира, что предполагает еще и обратную связь, а только отношение его самого к миру, к живой природе. |