жения во вселенной, отношение человека к миру. Здесь необходимо сразу прояснить, что имеется в виду не отношение человека и мира, что предполагает ещё и обратную связь, а только отношение его самого к миру, к живои природе В теоретическом плане экологическая культура начала формироваться как учение и система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления с начала 80-х гг. XX в. В основе экологической культуры лежат такие фундаментальные понятия, как «человек» и «природа», а также «комплексный вектор» динамики их общественного развития. Именно это приводит к выводу о необходимости исследования человека, природы и общества как элементов единой системы взаимодействия. Источником развития экологической культуры выступают социально-экологические противоречия, представляющие собой разновидность объективных противоречий общества и природы. В подсистеме «общество» категория «социально-экологическое противоречие» отражает такую систему взаимосвязей природного и социального, в которой активную (разрушительную или созидательную) роль играет деятельность людей как представителей определённых общностей, как социально активных личностеи. Источником экологической культуры общества как процесса является противоречие между природой и обществом, породившее глобальную экологическую проблему. Ключевое противоречие, являющееся источником, одновременно выступает как основополагающая причина экологической культуры на всех этапах исторического развития культуры человечества. В широком смысле под экологической культурой понимаются достижения общества, человека в производственной, материальной и духовной сферах деятельности, направленные на сохранение и улучшение окружающей среды, совокупность ценностных экологических ориентации. 278 |
60 способствовать прогрессивному развитию человечества. В теоретическом плане экологическая культура начала формироваться как учение и система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления с начала 80-х годов XX века. В основе экологической культуры лежат такие фундаментальные понятия как «человек» и «природа», а также «комплексный вектор» динамики их общественного развития. Именно это приводит к выводу о необходимости исследования человека, природы и общества как элементы единой системы взаимодействия. Иначе говоря, системность есть обязательное условие изучения человека в природе и обществе. Анализ любых аспектов взаимодействия природы и общества требует четкого определения понятий «природа» и «общество». Понятие «природа» традиционно используется в широком и узком смысле. В широком смысле, она отождествляется с понятием «объективная реальность» и включает в себя общество в качестве своего составного элемента, в узком противостоит обществу и трактуется как приповерхностная оболочка планеты область взаимодействия общества и природы. Природная среда в жизни общества играет важную роль. Она служит источником удовлетворения разнообразных человеческих потребностей: производственных, физиологических, познавательных, коммуникативных, эстетических и т.д. Природная среда является необходимым условием воспроизводства жизни общества. Включенная в сферу жизнедеятельности человечества, природа составляет материальную основу общественного развития. Используя и потребляя ресурсы природы, общество остается ее частью, и вся жизнь общества возможна только в тех пределах природных условий, которые определяются жизнедеятельностью человеческого организма. Каких бы вершин не достигло человечество в своем интеллектуальном развитии, оно не перестает быть частью живого вещества планеты, компонентом ее биосферы. Поэтому чем гармоничнее человеческая деятельность в рамках общества согласуется с законами 63 роли человеческой личности. Именно через нее интегративно раскрывается доступная нашему пониманию объективная сущность взаимосвязей в системе человек природа общество. Завершающее современную историю столетие убедительно доказало правоту тех мыслителей, которые высказывали опасения, что гигантское наращивание дискурсивно-логического знания и могущества над природой еще не означает условия благоденствия человечества. Источником развития экологической культуры выступают социально-экологические противоречия, представляющие собой разновидность объективных противоречий общества и природы. В подсистеме «общество» категория «социально-экологическое противоречие» отражает такую систему взаимосвязей природного и социального, где активную (разрушительную или созидательную) роль играет деятельность людей как представителей определенных общностей, как социально активных личностей. Источником экологической культуры общества как процесса является противоречие между природой и обществом, породившее глобальную экологическую проблему. Ключевое противоречие, являющееся источником, одновременно выступает как основополагающая причина экологической культуры на всех этапах исторического развития культуры человечества. В широком смысле под экологической культурой понимаются достижения общества, человека в производственной, материальной и духовной сферах деятельности, направленные на сохранение и улучшение окружающей среды, совокупность ценностных экологических ориентаций. Экологическая культура это инвариантная, открытая система. В ней синтезируются экологически позитивные тенденции всех типов культур в едином культурном пространстве современного глобализирующегося общества, происходит универсализация общежизненных ценностей. Обобщение знаний об эволюции планеты как единого космического и антропогенного процесса способствует формированию нового мировоззрения на основе принципа коэволюции. Все это обеспечивает гармоничное 144 направленности развития исследуемого феномена; анализ элементов и структуры, а также функций экологической культуры общества; выявление методов и средств процесса экологизации культуры, создание модели экологической культуры и соотнесение модели с реальным положением экологической культуры общества, на основе чего могут быть выработаны рекомендации, направления практических действий. В теоретическом плане экологическая культура начала формироваться как учение и система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления с начала 80-х годов XX века. В основе экологической культуры лежат такие фундаментальные понятия как «человек» и «природа», а также «комплексный вектор» динамики их общественного развития. Источником экологической культуры общества как процесса является противоречие между природой и обществом, породившее глобальную экологическую проблему. Ключевое противоречие, являющееся источником, одновременно выступает как основополагающая причина экологической культуры на всех этапах исторического развития человечества. В качестве важных факторов, влияющих на формирование экологической культуры можно выделить следующие: экологическая информация, экологическая идеология, биосферное экологическое метаобразование. Основными компонентами, образующими целостность феномена экологической культуры глобализирующегося общества, являются: онтологический как специфический способ бытия в соответствии с принципом коэволюции, гносеологический как совокупность экологической информации, экологического метаобразования, аксиологический, основой которого выступает экологическая идеология, праксеологический как деятельность в экологической сфере глобализирующегося общества. Особо важными компонентами экологической культуры в современных условиях являются гносеологический и аксиологический компоненты. |