ное разрушительным воздействием общества на природу и выражающее качественный уровень развития общественного сознания и деятельности в интересах сохранения, восстановления и разумного использования окружающей среды. В этом состоит сущность экологической культуры общества. Э. В. Гирусов считает, что «экологическая культура означает не только новый гуманизм, но, и, более того, гуманизм в истинном и высшем значении этого слова, поскольку экологичное не может быть направлено против человека так же, как и против других форм жизни. Приобщение к экологической культуре поднимает человека на тот высший не \ i А v ? V» Ч i t \ > ? V t -Л ifч * я г только социальный, но и планетарный и даже космогонический уровень, который будет означать полную гармонию его отношений с окружающей средой и друг с другом» [233]. Глобальные экологические проблемы человечества становятся достоянием общечеловеческого, массового сознания во многих странах. Но проблемы эти не только отражаются в массовом сознании. В свою очередь, массовое сознание становится всё более ощутимым фактором, оказывающим активное воздействие на выход из создавшихся тупиков. Многие исследователи видят причину обострения экологических проблем не столько в социальной системе, сколько в кризисе внутри сознания, традиционных ценностей. Если в предыдущие века роль формирования сознания выполняла традиционная культура и культурная среда, то в наше время изменения в обществе и среде обитания человека происходят настолько быстро, что никакие традиции не успевают за ними, поэтому возникла необходимость целенаправленного формирования экологического сознания. Важнейшим признаком экологической культуры является отказ от наивного антропоцентризма и переход к системе биоцентристских взглядов. Человечество для своего выживания нуждается в формировании принципиально новой идеологии, которая может быть рождена его Коллективным Разумом. Содержание любой идеологии составляют ответы на 280 |
65 выступают в качестве ценностной установки, влияющей на направленность человеческой деятельности. В условиях глобализации возрастает роль экологической идеологии как аксиологической составляющей экологической культуры. Сущность экологической идеологии проявляется в философии планетарного самосознания, Коллективного Разума. Экологическое метаобразование является глобальным биосферным образованием, которое способствует формированию осознанного выбора человеком образа жизни, соответствующего принципам гомеостаза и коэволюции. Экологическую культуру общества можно рассматривать как процесс и как состояние культуры в конкретном обществе в конкретный исторический момент. Можно сказать, что это особое интеграционное образование, которое стремится сохранить традиционные ценности и учитывает новые реалии, например, связанные со средствами коммуникации. Экологическая культура общества это духовно-практическое явление, порождённое разрушительным воздействием общества на природу и выражающее качественный уровень развития общественного сознания и деятельности в интересах сохранения, восстановления и разумного использования окружающей среды. В этом состоит сущность экологической культуры общества. Экологическая культура в современном обществе характеризуется следующим: Во-первых, праксиологический компонент экологической культуры направлен не на создание, освоение и распространение материальных и духовных ценностей, а на их сохранение, что является лишь одним из направлений культуры в широком её понимании. Во-вторых, деятельность охватывает не только рукотворную, искусственную природу, но и естественную, причем её охрана является 71 ГЛАВА II. ЭКОКУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ РЕШЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ 2.1. Экологическая идеология как основа формирования современной экологической культуры Глобальные проблемы человечества и среди них экологическая как важнейшая становятся достоянием общечеловеческого, массового сознания во многих странах. Но проблемы эти не только отражаются в массовом сознании. В свою очередь, массовое сознание становится все более ощутимым фактором, оказывающим активное воздействие на выход из создавшихся тупиков. Многие исследователи видят причину обострения экологических проблем не столько в социальной системе, сколько в кризисе внутри сознания, традиционных ценностей. Если в предыдущие века роль формирования сознания выполняла традиционная культура и культурная среда, то в наше время изменения в обществе и среде обитания человека происходят настолько быстро, что никакие традиции не успевают за ними, поэтому возникла необходимость целенаправленного формирования экологического сознания. Важнейшим признаком экологической культуры является отказ от наивного антропоцентризма и переход к системе биоцентристских взглядов. Человечество для своего выживания нуждается в формировании принципиально новой идеологии, которая может быть рождена его Коллективным Разумом. Поэтому представляется целесообразным для скорейшего выхода из глобального кризиса современности использование экологической идеологии. Идеология понятие, введенное в научный и философский обиход французским мыслителем и общественным деятелем конца XVII начала XIX в. Антуаном Дестют де Траси для обозначения науки, предметом |