А. >У 1 V ? * Аъv $Iv л > г * 4*И V г #■ *Л * V *> L j я -I i p V / IЧ J{ фундаментальные вопросы социального бытия людей: об их общностной самоидентификации и месте в существующем социальном окружении, стратегических целях и средствах жизнедеятельности по самоутвержде• * нию в нем. Идеология понятие, введённое в научный и философский обиход французским мыслителем и общественным деятелем конца XVII начала XIX в. Антуаном Дестют де Траси для обозначения науки, предметом которой являются всеобщие законы образования и изменения идей, их влияния на жизнь отдельных социальных групп, классов, сословий. Конкретная идеология содержит в себе конкретную идею или идеи. Идея как форма духовно-познавательного отражения определённых закономерных связей и отношении внешнего мира всегда направлена на его преобразование. Отсюда вытекает логическая структура идеи, которая предЧ» ставляет собой «форму мышления, разновидность понятия, содержание которого своеобразно таит в себе как объективное знание реальной действи-Ш 1 тельности, так и субъективную цель, направленную на её преобразование» [234, с. 227]. Особенность идеи заключается в способности выражать наиболее существенные, всеподчиняющие черты и законы объективных процессов, и создавать целостный, идеальный образ предмета в познании. Идеология же представляет собой определённую систему осмысленных идей, взглядов на действительность и вместе с общественной психологией входит в состав общественного сознания, отражающего общественное бытие, а также в значительной мере способствует формированию общественного сознания. Учитывая, что каждая форма общественного сознания соотносится с определённой формой общественных отношений, то в зависимости от конГ кретных исторических, общественно-экономических и социальных условий в обществе господствует та или иная идеология или идеологии. Следует чётко обозначить, что идеология не является самостоятельной формой общественного сознания. Для этого достаточно определить её специфический предмет и соотношение с другими формами отражения 281 |
71 ГЛАВА II. ЭКОКУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ РЕШЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ 2.1. Экологическая идеология как основа формирования современной экологической культуры Глобальные проблемы человечества и среди них экологическая как важнейшая становятся достоянием общечеловеческого, массового сознания во многих странах. Но проблемы эти не только отражаются в массовом сознании. В свою очередь, массовое сознание становится все более ощутимым фактором, оказывающим активное воздействие на выход из создавшихся тупиков. Многие исследователи видят причину обострения экологических проблем не столько в социальной системе, сколько в кризисе внутри сознания, традиционных ценностей. Если в предыдущие века роль формирования сознания выполняла традиционная культура и культурная среда, то в наше время изменения в обществе и среде обитания человека происходят настолько быстро, что никакие традиции не успевают за ними, поэтому возникла необходимость целенаправленного формирования экологического сознания. Важнейшим признаком экологической культуры является отказ от наивного антропоцентризма и переход к системе биоцентристских взглядов. Человечество для своего выживания нуждается в формировании принципиально новой идеологии, которая может быть рождена его Коллективным Разумом. Поэтому представляется целесообразным для скорейшего выхода из глобального кризиса современности использование экологической идеологии. Идеология понятие, введенное в научный и философский обиход французским мыслителем и общественным деятелем конца XVII начала XIX в. Антуаном Дестют де Траси для обозначения науки, предметом |