Проверяемый текст
Осыченко, Марина Викторовна. Экологическая культура в контексте современных глобальных проблем (Диссертация 2007)
[стр. 281]

1■ л *% *й!ft /гiЧ*4 я ■ 4* Л <* Чт ч f t/й i 14 £ J 1* Уt *0 $ I * * * 4> ц<г ч V ч Гл 1 Ч общественного бытия.
При этом выясняется, что идеология присутствует во всех более или менее значимых сферах общественной жизни, но вместе с тем идеологическая составляющая обнаруживается в политическом, правовом, религиозном, нравственном и даже эстетическом сознании.
Охватывая вместе с общественной психологией все основные формы духовной жизни общества, идеология образует их идейно-теоретический слой.
Но как объективно обусловленная и необходимая форма проявления сознания социально неоднородного общества идеология всегда будет односторонней и ограниченной: Даже усваиваемая всем обществом любая идеология не может быть выражением сознания всего общества, но всегда его части, большей или меньшей.
Поэтому идеология и не является самостоятельной формой общественного сознания.
С момента своего возникновения понятие «идеология» приобрело десятки значений, стало употребляться для характеристики различных, порой взаимоисключающих друг друга явлений.
Главным основанием, по которому делятся многочисленные определения феномена «идеология», является
её взаимоотношение с понятием науки.
В истории философии существует два основных подхода к рассмотрению феномена идеологии: гносеологический и онтологический.
Необходимо отметить, что экология приобрела черты идеологии, не утратив при этом своей научной объективности.
Здесь возникла общность целей, когда обыденное и теоретическое сознание взаимодействуют в решении насущных экологических проблем.
На уровне массового сознания решается вопрос «повернет ли все человечество к новому идеалу или останется в плену традиционных представлений».

В массовом сознании эмпирический опыт обобщается с позиции каждодневных потребностей.
Помимо рациональных и иррациональных факторов массовое сознание включает эмоции и является отпечатком индивидуального и группового опыта.
Массовое сознание изменяется в сторону экологизации под воздействием специализированных уровней (науки и идеологии).

282
[стр. 72]

72 которой являются всеобщие законы образования и изменения идей, их влияния на жизнь отдельных социальных групп, классов, сословий1.
С момента своего возникновения понятие «идеология» приобрело десятки значений, стало употребляться для характеристики различных, порой взаимоисключающих друг друга явлений.
Главным основанием, по которому делятся многочисленные определения феномена «идеология», является
ее взаимоотношение с понятием науки.
В истории философии существует два основных подхода к рассмотрению феномена идеологии: гносеологический и онтологический2.
Необходимо отметить, что экология приобрела черты идеологии, не утратив при этом своей научной объективности.
Здесь возникла общность целей, когда обыденное и теоретическое сознание взаимодействуют в решении насущных экологических проблем.
На уровне массового сознания решается вопрос повернет ли все человечество к новому идеалу или останется в плену традиционных представлений.
В массовом сознании эмпирический опыт обобщается с позиции каждодневных потребностей.
Помимо рациональных и иррациональных факторов массовое сознание включает эмоции и является отпечатком индивидуального и группового опыта.
Массовое сознание изменяется в сторону экологизации под воздействием специализированных уровней (науки и идеологии).

О том, что пришло время переориентировать систему представлений, отказаться от прежней преимущественно позитивистской картины мира, говорят не только экологи различной ориентации.
Без изменения сознания человека все планы спасения окружающей человека среды останутся не только благими пожеланиями, но окажутся невозможными.
Если смотреть на ситуацию спокойно, без пессимизма, то углубляющееся разрушение биосферы можно расценить не как неизбежную гибель человечества, а как очередную критическую стадию эволюции сознания людей.
Именно 1 См.: Словарь философских терминов / Под ред.
В.Г.
Кузнецова.
М., 2004.
С.
184.
2 См.: Там же.
С.
185.


[стр.,145]

145 Взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов определяет экологическую культуру как объективную реальность, созданную человеком и вместе с тем, воздействующую на способ жизни, все более определяющую его.
Основными функциями экологической культуры являются: онтологическая, гносеологическая, аксиологическая, культурновоспитательная, мировоззренческая, праксиологическая.
Человечество для своего выживания нуждается в формировании принципиально новой идеологии, которая может быть рождена его Коллективным Разумом.
Поэтому представляется целесообразным для скорейшего выхода из глобального кризиса современности использование экологической идеологии.
Необходимо отметить, что экология приобрела черты идеологии, не утратив при этом своей научной объективности.
Здесь возникла общность целей, когда обыденное и теоретическое сознание взаимодействуют в решении насущных экологических проблем.
На уровне массового сознания решается вопрос повернет ли все человечество к новому идеалу или останется в плену традиционных представлений.

Без изменения сознания человека все планы спасения окружающей человека среды останутся не только благими пожеланиями, но окажутся невозможными.
Если смотреть на ситуацию спокойно, без пессимизма, то углубляющееся разрушение биосферы можно расценить не как неизбежную гибель человечества, а как очередную критическую стадию эволюции сознания людей.
Именно сознание, причем сознание экологическое, реагируя на тревожные сигналы биосферы, поможет человечеству поменять стратегию, не дожидаясь гибели цивилизации.
Экологическое сознание большинства людей складывается стихийно.
Для преодоления этой стихийности необходимо привлечение научных, идеологически интерпретированных знаний.
Перестройка сознания в сторону его экологизации является перестройкой именно мировоззренческих основ личности.
Утверждение экологического мировоззрения означает начало

[Back]