41 5 3» ч u t r \ К t* r ством вообще, а с конкретным индивидом, конкретным коллективом, исторически конкретным обществом. Ведь в конкретных отношениях одно и то же действие может выступать как приемлемое для одного человека и как чуждое для другого. Для получения обобщённого понимания гуманизма следует учитывать не только его аксиологические особенности, но и другие сущностные характеристики. К их числу относятся гуманистическое мировоззрение, гуманистические цели и мотивы, гуманные средства и способы достижения целей, гуманные поступки, действия и виды деятельности. Обобщённое понятие гуманизма должно концентрировать в себе в общем виде все общие существенные проявления гуманности, связанные с мировоззрением человека, его целями, идеями, мотивами действий, средствами осуществления деятельности. В целом можно сказать, что понятие гуманизма выражает: 1) такое мировоззрение, в котором фиксируется уважение достоинства и прав человека, его ценность как личности, забота о благе людей, их всестороннем развитии, создание благоприятных для человека условий общественной жизни; 2) такие мотивы, побудительные силы деятельности, в которых выражена направленность на укрепление физического здоровья и интеллектуального развития индивидов, нации и общества в целом; на обеспечение нормального функционирования и самосохранения как отдельных частей, так и общества в целом, на обеспечение общественного прогресса; 3) такие действия и средства их осуществления, результирующий эффект которых поддерживает равновесное состояние биосферы и нормальную жизнедеятельность общества. Гуманистические принципы и идеалы получили широкое распространение в современной культуре. Гуманистическая ориентация культуры XX в. проявляет себя в различных сферах современного общества: экономической, нравственной, политической, художественной и т. д. . 1 * %; < J Ч v 293 |
83 природы и общества на основе равноценности всего живого. Актуальной задачей, поэтому, остается разработка прикладных теорий ценности и оценки применительно к целям и задачам прикладных наук, таких как экология, социальная экология и др. Прирожденное нравственное чувство, воспитываемое в совместной жизнедеятельности, моральное сознание выступают главными стабилизаторами духовной жизни личностей и социумов, служат своеобразной иммунной системой, предохраняющей духовность от энтропийного распада, от падения на лежащий ниже уровень бездуховной, чисто животной психики. С функционально-ценностной точки зрения мораль действительно первоценность и общая основа для всей человеческой духовности высшей и последней известной нам стадии эволюционного процесса1. Гуманистическая ориентация современной культуры проявляет себя в различных сферах общества: экономической, нравственной, политической, художественной и т.д. Понятие «гуманизм» (человечность) и «гуманный» (человечный) относятся к основным понятиям этики и в то же время являются аксиологическими, они соотнесены с человеком и фиксируют значимость отношений, процессов, действий и явлений по отношению к человеку. Их значимость выражается через базисные аксиологические понятия, такие как ценность, добро, зло, благо, интерес, потребность. Аксиологический характер понятия гуманизма означает еще и то, что оно выражает определенную относительность и конкретно-историческую сущность гуманизма. В нем оценочная соотнесенность не с человеком вообще или с человечеством вообще, а с конкретным индивидом, конкретным коллективом, исторически конкретным обществом. Ведь в конкретных отношениях одно и то же действие может выступать как приемлемое для одного человека и как чуждое для другого. См.: Анисимов С. Ф. Введение в аксиологию. М., 2001. 84 Для получения обобщенного понимания гуманизма следует учитывать не только его аксиологические особенности, но и другие сущностные характеристики. К их числу относятся гуманистическое мировоззрение, гуманистические цели и мотивы, гуманные средства и способы достижения целей, гуманные поступки, действия и виды деятельности. Обобщенное понятие гуманизма должно концентрировать в себе в общем виде все общие существенные проявления гуманности, связанные с мировоззрением человека, его целями, идеями, мотивами действий, средствами осуществления деятельности. В целом можно сказать, что понятие гуманизма выражает: 1) такое мировоззрение, в котором фиксируется уважение достоинства и прав человека, его ценность как личности, забота о благе людей, их всестороннем развитии, создание благоприятных для человека условий общественной жизни; 2) такие мотивы, побудительные силы деятельности, в которых выражена направленность на укрепление физического здоровья и интеллектуального развития индивидов, нации и общества в целом; на обеспечение нормального функционирования и самосохранения, как отдельных частей, так и общества в целом, на обеспечение общественного прогресса; 3) такие действия и средства их осуществления, результирующий эффект которых поддерживает равновесное состояние биосферы и нормальную жизнедеятельность общества. Гуманизм как явление оказался исторически изменяющейся системой воззрений. Зародившись в искусстве, он открыл дорогу науке, научнотехнической революции, способствовал экономическому буму, просвещению, социальным преобразованиям и революциям. К его последствиям можно отнести как современные фантастические достижения науки, полностью преобразившие наш образ жизни, так и многочисленные проблемы, вызванные излишней самонадеянностью людей, стремящихся перекроить мир по своему разумению. В этом смысле гуманизм породил |