Немецкий философ Мартин Хайдеггер, отвечая на вопрос «в чём состоит человечность человека», пишет, что «она покоится в его сущности... всё сходится на том, что humanitas искомого homo humanus определяется на фоне какого-то уже утвердившегося истолкования природы, истории, мира, мироосновы, то есть сущего в целом» [244, с. 119—120]. Традиционное понимание гуманизма, по Хайдеггеру, метафизично. Близки подходы Хайдеггера и Швейцера в том, что природа входит в сферу морали как следствие возросшего научно-технического могущества человека. Беда западной цивилизации, по Швейцеру, в том, что она пыталась удовлетвориться культурой, оторванной от этики. Швейцер писал: «Для истинно нравственного человека всякая жизнь священна, даже та, которая с нашей человеческой точки зрения кажется нижестоящей» [245, с. 27]. Он пишет о воле к любви, которая стремится устранить самораздвоенность воли к жизни. Этика А. Швейцера одинаково и гуманистична, и реалистична. Признавая тот факт, что человек не может избежать насилия над жизнью и её уничтожения, тем не менее, он как существо разумное не будет этого делать на субъективном основании, произвольно, помня всегда о том, что «он несёт ответственность за жизнь, которая принесена в жертву». Конечной целью должно быть духовное и нравственное совершенствование индивида. Новоевропейская культура посчитала, что духовность придёт с ростом материального благосостояния, а этого не случилось. Материальный прогресс потребительской цивилизации не может не привести к кризису, потому что материальные потребности могут расти беспредельно, входя в противоречие с возможностями биосферы их удовлетворить. Следует заметить, что современный гуманизм значительно отличается, например, от «коллективного —античного» или «индивидуального — ренессансного» гуманизма, прежде всего, своей универсальностью и всеориентированностью, адресуясь каждому человеку, провозглашая его право на жизнь, благосостояние, свободу и т. д. 294 |
85 антиэкологичное мировоззрение потребительства и приоритета человеческих интересов на Земле, тем самым, способствуя приближению экологического кризиса. Немецкий философ Мартин Хайдеггер, отвечая на вопрос «В чем состоит человечность человека?», пишет, что «она покоится в его сущности...все сходится на том, что humanitas искомого homo humanus определяется на фоне какого-то уже утвердившегося истолкования природы, истории, мира, мироосновы, то есть сущего в целом»1. Однако следует заметить, что современный гуманизм значительно отличается, например, от «коллективного античного», или «индивидуального ренессансного» гуманизма, прежде всего, своей универсальностью и всеориентированностью, адресуясь каждому человеку, провозглашая его право на жизнь, благосостояние, свободу и т.д. Традиционное понимание гуманизма, по Хайдеггеру, метафизично. Но бытие может дарить себя, а человек относиться к нему с благоговением, что сближает подход Хайдеггера и Швейцера. Природа входит в сферу морали как следствие возросшего научно-технического могущества человека. Возрождая древний принцип ахимсы, Швейцер писал: «Для истинно нравственного человека всякая жизнь священна, даже та, которая с нашей человеческой точки зрения кажется нижестоящей».2 За Толстым и Ганди, которые говорили о законе любви, Швейцер пишет о воле к любви, которая стремится устранить самораздвоенность воли к жизни. Критикуя современный гуманизм, Хайдеггер вел речь, о необходимости синтеза гуманизма Конфуция с новоевропейским гуманизмом. Этот синтез не будет простым соединением того и другого, а качественно новым образованием, соответствующим нашему времени. Синтез западного и восточного гуманизма должен соединить следование нравственным максимам с творением нового. «Гуманизм» означает теперь, если мы решимся сохранить 1 Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии. М., 1988.С. 119-120. 2 Швейцер А. Культура и этика. М., 2003. С.27. |