Проверяемый текст
Осыченко, Марина Викторовна. Экологическая культура в контексте современных глобальных проблем (Диссертация 2007)
[стр. 293]

Немецкий философ Мартин Хайдеггер, отвечая на вопрос «в чём состоит человечность человека», пишет, что «она покоится в его сущности...
всё сходится на том, что humanitas искомого homo humanus определяется на фоне какого-то уже утвердившегося истолкования природы, истории, мира, мироосновы, то есть сущего в целом» [244, с.
119—120].
Традиционное понимание гуманизма, по Хайдеггеру, метафизично.

Близки подходы Хайдеггера и Швейцера в том, что природа входит в сферу морали как следствие возросшего научно-технического могущества человека.
Беда западной цивилизации, по Швейцеру, в том, что она пыталась удовлетвориться культурой, оторванной от этики.
Швейцер писал: «Для истинно нравственного человека всякая жизнь священна, даже та, которая с нашей человеческой точки зрения кажется нижестоящей»
[245, с.
27].
Он пишет о воле к любви, которая стремится устранить самораздвоенность воли к жизни.
Этика А.
Швейцера одинаково и гуманистична, и реалистична.
Признавая тот факт, что человек не может избежать насилия над жизнью и её уничтожения, тем не менее, он как существо разумное не будет этого делать на субъективном основании, произвольно, помня всегда о том, что «он несёт ответственность за жизнь, которая принесена в жертву».
Конечной целью должно быть духовное и нравственное совершенствование индивида.
Новоевропейская культура посчитала, что духовность придёт с ростом материального благосостояния, а этого не случилось.
Материальный прогресс потребительской цивилизации не может не привести к кризису, потому что материальные потребности могут расти беспредельно, входя в противоречие с возможностями биосферы их удовлетворить.
Следует заметить, что современный гуманизм значительно отличается, например, от «коллективного —античного» или «индивидуального — ренессансного» гуманизма, прежде всего, своей универсальностью и всеориентированностью, адресуясь каждому человеку, провозглашая его право на жизнь, благосостояние, свободу и т.
д.

294
[стр. 85]

85 антиэкологичное мировоззрение потребительства и приоритета человеческих интересов на Земле, тем самым, способствуя приближению экологического кризиса.
Немецкий философ Мартин Хайдеггер, отвечая на вопрос «В
чем состоит человечность человека?», пишет, что «она покоится в его сущности...все сходится на том, что humanitas искомого homo humanus определяется на фоне какого-то уже утвердившегося истолкования природы, истории, мира, мироосновы, то есть сущего в целом»1.
Однако следует заметить, что современный гуманизм значительно отличается, например, от «коллективного античного», или «индивидуального ренессансного» гуманизма, прежде всего, своей универсальностью и всеориентированностью, адресуясь каждому человеку, провозглашая его право на жизнь, благосостояние, свободу и т.д.
Традиционное понимание гуманизма, по Хайдеггеру, метафизично.

Но бытие может дарить себя, а человек относиться к нему с благоговением, что сближает подход Хайдеггера и Швейцера.
Природа входит в сферу морали как следствие возросшего научно-технического могущества человека.

Возрождая древний принцип ахимсы, Швейцер писал: «Для истинно нравственного человека всякая жизнь священна, даже та, которая с нашей человеческой точки зрения кажется нижестоящей».2 За Толстым и Ганди, которые говорили о законе любви, Швейцер пишет о воле к любви, которая стремится устранить самораздвоенность воли к жизни.
Критикуя современный гуманизм, Хайдеггер вел речь, о необходимости синтеза гуманизма Конфуция с новоевропейским гуманизмом.
Этот синтез не будет простым соединением того и другого, а качественно новым образованием, соответствующим нашему времени.
Синтез западного и восточного гуманизма должен соединить следование нравственным максимам с творением нового.
«Гуманизм» означает теперь, если мы решимся сохранить 1 Хайдеггер М.
Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии.
М., 1988.С.
119-120.
2 Швейцер А.
Культура и этика.
М., 2003.
С.27.

[Back]