ориентирован требованиями экосистемы, несмотря на то, что человек определяет свои ценности сам. Сохранение разнообразия как экологическое требование и признание права на индивидуальность как нравственный принцип —так переплетаются этический выбор и эволюционный закон. Экологизация мышления отвечает тенденции роста человеческой нравственности. Формирование экологической идеологии выступает как важная закономерность, главное условие и предпосылка формирования экологической культуры через экологическое сознание на современном этапе общественного развития. Растущей дезинтеграции человечества, отчуждению и уходу в сферу личного благополучия можно противопоставить общее дело защиты природы, наличие глубинной потребности каждого в других людях и развитие духовности, несущее в себе возможности принципиально новых связей и контактов. Конечно, нельзя пока считать процесс заt вершившимся, но всё возрастающая активность экологического движения свидетельствует о том, что у человечества происходит переход к этому активному состоянию духа, к планетарному мышлению. Путь в ноосферу лежит именно через изменение духовной сферы, через трансформацию интеллекта. 298 |
96 данных конкретных природных условиях. Самые опасные противоречия связаны с проблемами экологии, с проблемами организации единой жизни на непрерывно беднеющей планете очень разных цивилизаций, имеющих * разные шкалы ценностей и лежащих в их основе разных духовных миров. Движение к ноосфере предполагает: сделать проблему спасения природы общим делом. Причем в данном случае речь идет о формировании принципиально новой идеологии. Если раньше идеология разделяла и противопоставляла друг другу страны и континенты, то теперь она должна объединить осознанием общего и неотменяемого дела. Однако, защита природы, став общим делом всех, сможет найти и средства, необходимые для реализации трудных задач. Растущей дезинтеграции человечества, отчуждению и уходу в сферу личного благополучия можно противопоставить общее дело защиты природы, наличие глубинной потребности каждого в других людях и развитие духовности, несущее в себе возможности принципиально новых связей и контактов. Человечество, как единый организм, взаимодействующий с биосферой, для своего выживания нуждается в некоей единой стратегии во взаимоотношениях с природой, которая может быть рождена его коллективным разумом. Решение экологических проблем невозможно без изменения * нравственных принципов отношения к природе. От того, каким будет человек, какова будет его система ценностей, зависит будущее человечества. Важную роль в формировании экологической культуры, экологического сознания должно играть взаимодействие средств массовой коммуникации и систем воспитания и образования. 113 обойти вниманием сравнительно новое понятие, которое недавно стало встречаться в отечественных публикациях. Это термин «общечеловеческое сознание». Б.А. Грушин, выделив «общечеловеческое сознание», пишет, что в нем отчетливо обнаруживаются общечеловеческие истины и ценности, фиксирующие отношения людей к различным сторонам их бытия, максимы морали, конкретизирующиеся в общепринятых моделях поведения1. При новом подходе, когда классовые, национальные, другие различия становятся второстепенными, а главное внимание обращено на общечеловеческие ценности, правомерно назвать экологическое сознание и состоянием общечеловеческого сознания. * Глобальные проблемы требуют адекватного отражения и осмысления. Конечно, нельзя пока считать процесс завершившимся, но все возрастающая активность экологического движения свидетельствует о том, что у человечества происходит переход к этому активному состоянию духа, к планетарному мышлению. Путь в ноосферу лежит именно через изменение духовной сферы, через трансформацию интеллекта. При рассмотрении сложившейся ситуации в отношениях «человекприрода» необходимо иметь представление не только о природных факторах, тщательным анализом которььх часто и ограничиваются экологи«естественники», но и основных характеристиках другой стороны, человека. «Дальнейший прогресс общества все больше будет зависеть от нового уровня знаний и новых способов их применения. В целом исследование человеком окружающего мира и способы контроля над ним далеко опередили исследования и контроль за его собственной внутренней природой. Понимание человеком своей собственной природы и своего места в природе в новом контексте неизмеримо возросшего его могущества > становится необходимым условием как правильного определения путей дальнейшей оптимизации биосферы, так и регулирования онтогенетического Грушин Б. А.Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. М., 1987. С. 15. 167 Суть ‘'экологического императива” заключается в том, что теперь люди обязаны жить по другим правилам — вовсе не природным. Новое мировоззрение человечества должно быть сформулировано с учетом того обстоятельства, что один вид живого принимает на себя всю ответственность за соблюдение “правил безопасности на планете”, за сохранение устойчивого равновесия энергетических и материальных потоков. Таким образом, экологический императив определяется соотношением признаков природной среды, которые зависят от особенностей цивилизаций, культур и изменение которых человеческой деятельностью недопустимо ни при каких условиях. Реализация экологического императива зависит от воли человека, от его взаимоотношения с окружающей природой, понимания того, !► что природу, человеческое общество, научную мысль следует рассматривать в их нерасторжимой целостности. Разные цивилизации будут по-разному воспринимать природные ограничения и искать свои пути дальнейшего развития, но на этом пути возможны конфликты из-за ресурсов. В этом и заключается экологическая сущность современного социокультурного анализа современного периода развития человечества. Экологический императив представляет собой некую систему запретов и такую возможную организацию человеческого общества, способную в * рамках экологического императива обеспечить развитие цивилизаций в данных конкретных природных условиях. Самые опасные противоречия связаны с проблемами экологии, с проблемами организации единой жизни на непрерывно беднеющей планете очень разных цивилизаций, имеющих разные шкалы ценностей и лежащих в их основе разных духовных миров. Растущей дезинтеграции человечества, отчуждению и уходу в сферу личного благополучия можно противопоставить общее дело защиты О» природы, наличие глубинной потребности каждого в других людях и развитие духовности, несущее в себе возможности принципиально новых связей и контактов. Человечество, как единый организм, взаимодействующий |