* I f i t V * * i* i ц * t i* * Суть проблем, вставших перед современной цивилизацией, следует искать не во внешних факторах, а во внутренних, именно в человеке, его мировосприятии, совокупности ценностных установок, предопределяющих его # поступки и способы самореализации. Чтобы выжить, человечеству необходимо действовать с учётом экологических закономерностей. Сегодня, когда экологические знания, приобретённые человеком, намного отстают от его возможностей вмешательства в действие природных регуляторов экосистем, когда он по незнанию разрушает многие естественные основы своего существования, он вынужден заново и на новом уровне овладевать наукой «экологического поведения». Суть «экологического императива» заключается в том, что теперь люди обязаны жить по другим правилам вовсе не природным. Новое мировоззрение человечества должно быть сформулировано с учётом того обстоятельства, что один вид живого принимает на себя всю ответственность за соблюде9 ние «правил безопасности на планете», за сохранение устойчивого равновесия энергетических и материальных потоков. Таким образом, экологический императив определяется соотношением признаков природной среды, которые зависят от особенностей цивилизаций, культур и изменение которых в результате человеческой деятельности недопустимо ни при каких условиях. Реализация экологического императива зависит от воли человека, от его взаимоотношения с окружающей природой, понимания того, что природу, человеческое общество, научную мысль следует рассматривать в их нерасторжимой целостности. Разные цивилизации будут по-разному воспринимать природные ограничения и искать свои пути дальнейшего развития, но на этом пути возможны конфликты из-за ресурсов. 4 В этом и заключается экологическая сущность современного социокультурного анализа современного периода развития человечества. Экологический императив представляет собой некую систему запретов и такую возможную организацию человеческого общества, которая способна в рамках экологического развитие цивилизаций в 331 * |
60 Таким образом, экологический императив определяется соотношением признаков природной среды, которые зависят от особенностей цивилизаций, культур и изменение которых человеческой деятельностью недопустимо ни ' при каких условиях. Реализация экологического императива зависит от воли человека, от его взаимоотношения с окружающей природой, понимания того, что природу, человеческое общество, научную мысль следует рассматривать в их нерасторжимой целостности. Разные цивилизации будут по-разному воспринимать природные ограничения и искать свои пути дальнейшего развития, но на этом пути возможны конфликты из-за ресурсов. В этом и заключается экологическая сущность современного социокультурного анализа современного периода развития человечества. » 1.3. Экологический императив и многообразие форм социокультурного опыта Культура мощный фактор человеческой деятельности: она присутствует во всем, что мы видим и чувствуем. Все, что мы видим и воспринимаем, доходит до нас окрашенным ожиданиями и предрасположениями. В основе их лежит наша культура: мы видим мир через очки, окрашенные нашей * культурой. То, что люди делают, напрямую зависит от того, во что они верят, а их убеждения, в свою очередь, зависят от культурно окрашенного видения себя и окружающего мира. Несмотря на то, что существующие ныне живые культуры подвергаются процессам нивелирования и унифицирования, они отличаются друг от друга ценностями, воззрениями и представлениями о человеке и космосе. Разнообразие культур заслуживает того, чтобы познакомиться с ним > поближе, ибо оно формирует установки и поведение людей, принадлежащих к каждой отдельной культуре. Более того, влияя на все остальные культуры, 166 человечество стало реальной геологической силой, оказывающей влияние на изменение биосферы. Причем скорость этих изменений такова, что ставят под сомнения выживание человечества как биологического вида, если * деградация биосферы будет идти такими же темпами. Существующих ресурсов недостаточно не только для поддержания высоких стандартов уровня жизни, но и для выживания популяции homo sapiens. Борьба за ресурсы неизбежно приведет к развитию конфликтов между цивилизациями, которые могут оказаться гибельными для всего человечества. Причины экологического кризиса не сводимы только к культурным и социальным аспектам, а заключаются в самой сущности человека, имеют основания в z. глубинных ценностях, которыми руководствуется современный человек. ф Поэтому для преодоления угрозы глобальной экологической катастрофы необходимо эти ценности выяснить, сформулировать и наметить пути их изменения. До сих пор основные усилия людей были направлены на познание окружающего мира с целью его переустройства и адаптации к себе. В дальнейшем следует ожидать переноса максимума усилий общества на познание феномена человека: не только его физической, но и духовной природы с целью более гармоничной адаптации его к окружающему миру. Суть проблем, вставших перед современной цивилизацией, следует * искать не во внешних факторах, а во внутренних, именно в человеке, его мировосприятии, совокупности ценностных установок, предопределяющих его поступки и способы самореализации. Чтобы выжить, человечеству необходимо действовать с учетом экологических закономерностей. Сегодня, когда экологические знания, приобретенные человеком, намного отстают от его возможностей вмешательства в действие природных регуляторов экосистем, когда он по незнанию разрушает многие естественные основы * своего существования, он вынужден заново и на новом уровне овладевать наукой «экологического поведения». 167 Суть ‘'экологического императива” заключается в том, что теперь люди обязаны жить по другим правилам — вовсе не природным. Новое мировоззрение человечества должно быть сформулировано с учетом того обстоятельства, что один вид живого принимает на себя всю ответственность за соблюдение “правил безопасности на планете”, за сохранение устойчивого равновесия энергетических и материальных потоков. Таким образом, экологический императив определяется соотношением признаков природной среды, которые зависят от особенностей цивилизаций, культур и изменение которых человеческой деятельностью недопустимо ни при каких условиях. Реализация экологического императива зависит от воли человека, от его взаимоотношения с окружающей природой, понимания того, !► что природу, человеческое общество, научную мысль следует рассматривать в их нерасторжимой целостности. Разные цивилизации будут по-разному воспринимать природные ограничения и искать свои пути дальнейшего развития, но на этом пути возможны конфликты из-за ресурсов. В этом и заключается экологическая сущность современного социокультурного анализа современного периода развития человечества. Экологический императив представляет собой некую систему запретов и такую возможную организацию человеческого общества, способную в * рамках экологического императива обеспечить развитие цивилизаций в данных конкретных природных условиях. Самые опасные противоречия связаны с проблемами экологии, с проблемами организации единой жизни на непрерывно беднеющей планете очень разных цивилизаций, имеющих разные шкалы ценностей и лежащих в их основе разных духовных миров. Растущей дезинтеграции человечества, отчуждению и уходу в сферу личного благополучия можно противопоставить общее дело защиты О» природы, наличие глубинной потребности каждого в других людях и развитие духовности, несущее в себе возможности принципиально новых связей и контактов. Человечество, как единый организм, взаимодействующий |