ей качественного совершенствования механизма эволюции самого человека как биологического вида. Они предполагают, что в результате этого человечество сможет существовать в экологически несвойственных ему средах вне биосферы или в полностью искусственно созданной цивилизации в рамках биосферы, где социальная жизнь будет обеспечиваться искусственно воспроизведёнными биогеохимическими циклами. Эти направления могут служить в качестве источника для обобщающего экологического социально-философского учения, которое синтезирует экологически позитивные тенденции в едином культурном пространстве современного глобализирующегося общества, когда происходит универсализация общежизненных ценностей, обобщение знаний об эволюции планеты как единого космического, геологического, биогенного и антропогенного процесса, формирование новой мировоззренческой парадигмы на основе нравственного и экологического императивов, что обеспечивает гармоничное развитие планетарной, глобально-цивилизационной культуры. Концепция возникает в контексте поиска путей выхода из экологического кризиса, формирования целостной картины мира. Экологическая картина мира это картина целостного мира в его экологическом аспекте, отражающем общие свойства и закономерности системно-структурного взаимодействия мира природы и мира человека. 37 |
10 — сделан вывод о возрастании значения экологической информации как гносеологического компонента экологической культуры и обоснована ее координирующая роль в решении глобальных проблем современности; — показано, что экологическое метаобразование является глобальным биосферным образованием, которое способствует формированию осознанного выбора человеком образа жизни, соответствующего принципам гомеостаза и коэволюции. Основные положения, выносимые на защиту: 1. Анализ теорий ноосферы В. Вернадского и универсального эволюционизма И. Пригожина, Э. Янга, Н. Моисеева позволил рассматривать экологическую культуру как инвариантную, открытую систему, синтезирующую экологически позитивные тенденции всех типов культур в едином культурном пространстве современного глобализирующегося общества, когда происходит универсализация общежизненных ценностей, обобщение знаний об эволюции планеты как единого космического, геологического, биогенного и антропогенного процесса, формирование новой мировоззренческой парадигмы на основе нравственного и экологического императивов, что обеспечивает гармоничное развитие планетарной, глобально-цивилизационной культуры. 2. Из всего многообразия методологических подходов были выделены основные подходы к исследованию экологической культуры: системный, социокультурный, аксиологический, ноосферный. На основе системного подхода определена сущность экологической культуры как особого способа бытия, синтеза глобального духовного сознания и глобального научного знания. Согласно социокультурному подходу, экологическая культура это тип мироотношения и способ освоения социального и культурного опыта в соответствии с принципом коэволюции. В рамках аксиологического подхода экологическая культура анализируется с точки зрения экогуманистических ценностей. В контексте ноосферного подхода экологическая культура рассматривается как культура сознательно организованного общества, 32 О. Лагутин дает следующую формулировку: экологической культуры: «Экологическая культура это открытая, динамичная система высоконравственных и ценностных установок, цель которой сохранение и развитие природно-социального потенциала человеческого общества, формирование «устойчивой» экологической сферы общества»1. Необходимо отметить, что экологическая культура человека, цивилизации, человечества это нечто целое, имеющее единые пространственно-временные параметры, в которых доминирующее значение глобальных факторов по отношению к внутренним и внешним определяется общей исторической перспективой человечества, принципом единой судьбы и взаимной ответственности. Итак, анализ теорий ноосферы В. Вернадского и универсального эволюционизма И. Пригожина, Э. Янга, Н. Моисеева позволил рассматривать экологическую культуру как инвариантную, открытую систему, синтезирующую экологически позитивные тенденции всех типов культур в едином культурном пространстве современного глобализирующегося общества, когда происходит универсализация общежизненных ценностей, обобщение знаний об эволюции планеты как единого космического, геологического, биогенного и антропогенного процесса, формирование новой мировоззренческой парадигмы на основе нравственного и экологического императивов, что обеспечивает гармоничное развитие планетарной, глобально-цивилизационной культуры. 1 Лагутин А.О. Экологическая культура как фактор устойчивого развития общества: Автореф. дисс. канд. культурол. Краснодар, 2001. С. 15. 70 можно понимание ее сущности как особой сферы бытия. Системный и интегративный подход к проблеме экологической культуры позволяет определить ее как инвариантную, открытую систему, синтезирующую экологически позитивные тенденции всех типов культур в едином культурном пространстве современного глобализирующегося общества, когда происходит универсализация общежизненных ценностей, обобщение знаний об эволюции планеты как единого космического, геологического, биогенного и антропогенного процесса, формирование новой мировоззренческой парадигмы на основе нравственного и экологического императивов, что обеспечивает гармоничное развитие планетарной, глобально-цивилизационной культуры. Экологическая культура человека, цивилизации, человечества это нечто целое, имеющее единые пространственно-временные параметры, в которых доминирующее значение глобальных факторов по отношению к внутренним и внешним определяется общей исторической перспективой человечества, принципом единой судьбы и взаимной ответственности. |