Проверяемый текст
Осыченко, Марина Викторовна. Экологическая культура в контексте современных глобальных проблем (Диссертация 2007)
[стр. 46]

синергетики для создания новых гуманитарных, обществоведческих концепций быстро пополняется, поскольку в экономике, политике, истории имеют дело со сложными, необратимо эволюционирующими системами.
Самоорганизующиеся физические системы выполняют в синергетике роль прототипа при исследовании социокультурных систем.
Синергетика
может применяться и к рассмотрению самого процесса научного познания.
Е.
Н.
Князевой и С.
П.
Курдюмовым отмечено, что «...в настоящее время математические модели нелинейных открытых сред «систем» играют конструктивную роль не только в той области, для понимания которой они были созданы.
Они становятся поставщиками новых неожиданных выводов общеметодологического философского характера»
[64, с.
19].
Это особенно важно для очень сложных систем, таких, например, как человеческое общество.

Наука является совокупностью системных знаний, когда факты и законы взаимообусловлены и соотносятся друг с другом определённым образом.
Она представляет собой открытую информационную систему, связанную с окружающим миром информационными потоками.
Убывающая энтропия системы служит началом самоорганизации в материальных системах.
Использование информационной формулировки синергетики в этом случае является более удобным.
Парадигма —это система научных структур и понятий в своей целостности.
С позиции синергетики парадигма —это в какой-то степени неизменное состояние текущего равновесия.
В ситуации типичного экстенсивного развития парадигма позволяет разрешить появляющиеся рассогласования.
С увеличением количества информации, то есть нарушения равновесия системы, происходит кинетический фазовый переход структуры научных знаний.
Такой переход получил название научной революции, он заключается в переосмыслении исходных положений теории, смене методологических предпосылок и образа мышления.
Качественное изменение основных представлений формирует новую картину мира.
46
[стр. 36]

36 чрезмерно, система прекращает на него реагировать, отклик на несколько воздействий уже далеко не всегда окажется суммой откликов на каждое воздействие в отдельности.
Пришло понимание, что все реальные системы нелинейны и могут считаться линейными лишь приближенно.
Возникла потребность в создании единого подхода к изучению нелинейных явлений, в разработке основных моделей, образов и понятий, нахождении соответствующих математических подходов.
При этом подход может быть как чисто естественнонаучным, основанным на точных математических и физических результатах, так и чисто мировоззренческим, в котором результаты исследования нелинейных систем отражаются в нашем восприятии мира, в философском его осмыслении.
Мир нелинейных явлений с его неожиданными связями между структурами и хаосом, между динамикой и статикой потребовал своего осмысления и описания.
Синергетика как наука о самоорганизующихся системах создавалась усилиями естествознания.
Но постепенно идеи синергетики становятся одной из методологических основ общественных и гуманитарных наук.
Синергетический подход в этих областях начинается с использования ключевых понятий синергетики для описания сложных социальногуманитарных явлений.
Представление об общих закономерностях эволюции сложных систем, к которым относятся и сложные системы, обусловливает перспективность синергетических идей для обществоведения и гуманитарного знания.
Перечень примеров использования представлений синергетики для создания новых гуманитарных, обществоведческих концепций быстро пополняется, поскольку в экономике, политике, истории имеют дело со сложными, необратимо эволюционирующими системами.
Самоорганизующиеся физические системы выполняют в синергетике роль прототипа при исследовании социокультурных систем.
Синергетика
применима и к анализу процесса самого научного познания.
Как отмечено Князевой Е.Н., и Курдюмовым С.П.: «...в настоящее время

[стр.,37]

37 математические модели нелинейных открытых сред «систем» играют конструктивную роль не только в той области, для понимания которой они были созданы.
Они становятся поставщиками новых неожиданных выводов общеметодологического философского характера»1.

Это особенно важно для очень сложных систем, таких, например, как человеческое общество.

Представляется целесообразным использование данного подхода в исследовании экологической культуры, которую мы определили как сложную открытую, инвариантную систему.
Разделяют два типа нелинейных систем консервативные, характеризующиеся сохранением энергии, и диссипативные, в которых энергия диссипирует или в случае открытых систем поступает в систему из окружающей среды.
Хотя консервативные системы обладают рядом интересных особенностей, все основные, базисные нелинейные свойства могут быть рассмотрены на примере диссипативных систем, которые и стали предметом изучения синергетики науки о самоорганизации в системах, далеких от равновесия.
Именно синергетика концентрирует в себе основные подходы к изучению нелинейных явлений в системах различной природы.
Далее мы проанализируем то качественно новое, что вносит нелинейность, на примере основных подходов, существующих в синергетике.
Подчеркнем, что системы, рассматриваемые в синергетике, помимо нелинейности, должны удовлетворять еще двум условиям открытости (именно благодаря ей возможно внешнее воздействие, удерживающее систему вне состояния термодинамического равновесия) и диссипативности (когда нам задано общее направление эволюции системы, позволяющее ей выйти на аттрактор).
Это основные условия, которым должна удовлетворять система, рассматриваемая в синергетике.
Князева Е.Н., Курдюмов С.П.
Законы эволюции и самоорганизации сложных систем.
-М„ 1994.-С.
19.

[Back]