ческого периода. Во многом именно изменению стиля мышления были обязаны различные науки своим коренным преобразованиям в кризисные периоды. Так было с физикой на известных этапах её кризиса и обновления. Так было и с биологией в период утверждения в ней идей синтеза генетики и эволюционизма. Этот же процесс происходит сейчас в ходе формирования новой синтетической науки —глобальной экологии, настоятельно требующей для своего теоретического оформления нового стиля мышления. Однако особенность этой вновь возникающей дисциплины не только в этом, но и в необходимости формирования новых ценностных ориентаций, в ходе развития которых полученные принципиально новые экологические знания должны перерасти в личностные убеждения. Экология как наука является составной частью духовной культуры, а экологическая деятельность является разновидностью праксиологического компонента культуры, цель которого —создание, сохранение, освоение и распространение общественных ценностей. Развитие экологии в направлении усиления её социальных аспектов обусловлено повышенным вниманием к социальным механизмам взаимосвязи общества и природы. В связи с этим г появляется потребность в философском анализе закономерностей и периодов развития взаимодействия общества и природы, целей цивилизации и средств их реализации, роли глобальных техногенных процессов в жизни современного общества и природы, обеспечивающих выживание и устойчивое развитие человечества. Становление философии экологии происходит в условиях непрерывного обновления знаний. Это проявляется в расширении круга интересов науки и придании ей свежих взглядов на мир, а также в новых проблемных изысканиях. Выделение и установление главных групп проблем философии экологии в ценностной системе современной культуры и формирование на их базе целостного пространства исследования есть одна из важных задач создающихся сфер нового знания. Для определения 95 |
59 технических средств, находятся с ней в сложных противоречивых отношениях. Антропоэкосфера состоит из антропоэкосистем более низкого уровня, вплоть до элементарной, в качестве которой может выступать ограниченное пространство с находящейся в его пределах небольшой группы людей. Но наиболее частым объектом антропоэкологических исследований бывают территориальные комплексы различного масштаба. Экологическая культура является синтезирующим и активным продолжением общей культуры. Она включает в себя систему моральных ценностей, норм, социальных отношений и способов взаимодействия общества с окружающей природной средой. Экологическая культура выступает как общественное явление. Вне общества она не возникает и не может существовать. Анализ диалектики культуры и экологии позволяет сделать вывод о том, что, с одной стороны, они выступают как противоположности, между которыми существует борьба, объективно приводящая к разрушению природы, охрана которой представляет собой главную задачу экологии, а с другой единство. Единство исследуемых противоположностей заключается в следующем. Во-первых, во взаимополагании экологии и культуры. Экология как наука является составной частью духовной культуры, а экологическая деятельность является разновидностью праксиологического компонента культуры, цель которого создание, сохранение, освоение и распространения общественных ценностей. Во-вторых, во взаимопроникновении рассматриваемых явлений. Экология оказывает влияние на культуру, иначе говоря, происходит процесс экологизации материальных и духовных ценностей. С другой стороны, она находится в зависимости от уровня развития культуры, ценности которой воздействуют на экологическую науку. Активность такого взаимопроникновения обусловлена необходимостью коэволюционного согласия между противоположностями, имеющими конечную единую цель |