Проверяемый текст
Арсеньева, Галина Витальевна; Государство и церковь во второй половине XVI - первой четверти XVIII вв. : Историко-правовое исследование (Диссертация 1999)
[стр. 154]

собственную политику, в том числе и в противоположность княжеским стремлениям .
До середины XVI в.
не было препятствий для приобретения Церковью земельных владений по завещаниям на помин души, через княжеские пожалования, через дарственные и через покупку.
Но в конце XV века был поднят вопрос о правомерности церковного землевладения.
Эта проблема в отношении государственной власти и церкви появилась после освобождения от татаромонгольского ига и создания централизованного московского государства.
Уже при Иване III государство имело все основания ликвидировать церковное землевладение.
Царь нуждался в деньгах и свободных землях и считал себя вправе забрать у церкви то, что даровали его предки.
Тем более что внутри самой церкви было течение «нестяжателей», возглавляемое Нилом Сорским, считавшим, что клирики не могут иметь в собственности земель и крестьян.
Только авторитет Иосифа Волоколамского и благая воля Ивана III предотвратили секуляризацию.
Иван IV, в свою очередь постановил, чтобы церкви и монастыри не приобретали вотчин без дозволения государя.
В 1580 году Иван Грозный окончательно запретил архиерейским домам и монастырям увеличивать земельные владения.
В XVII столетии правительство предпринимает меры к тому, чтобы изъять церковные вотчины из заведования церковных учреждений.
На основании Уложения царя Алексея Михайловича, изданного в 1649 г., был образован Монастырский Приказ не только для рассмотрения судебных гражданских дел, касающихся церковных людей, но и для распоряжения сбором доходов с церковных вотчин.
Создание Монастырского приказа свидетельствует об усилении государственного аппарата.
По мнению составителей нового кодекса, учреждение приказа должно было закрепить подчинение церковных корпораций общей системе государственных органов.
В
начале XVIII века государственная власть проводит мероприятия, направленные на окончательное подчинение церкви государству, В частности:
См.: Введение христианства...
С.
131 —132.
154
[стр. 44]

Для упра влени я друг ими облас тями, прин адле жащи ми церко вной орган изаци и, учре ждал ся Мона стырс кий прик аз.
Мона стырс кий прик аз был созда н в 1650 году.
Он предс тавля л собой госуд арств енное учре жден ие.
Во главе новог о прик аза был поста влен предс едате ль, выра ботав шей проек т Собо рног о Улож ения, князь П.И.
Одое в-с кий.20 2 194 Лбсолюнпм в [‘осени (XVII-XVIII вв.).
Сборник ciaicti /Отв.
ред.
Л.М.
Дружинин 2”° Ьогоявлснскпп С.К.
Прнкашыс судьи XVII в.
С.
1*1 v ’”’ 11,1,1 шш I?.
Церковное право.
С.
232.
’”” Три века.
Исторический сборник /11од ред.
В.13.
Каллаит.
С.
188.
90 Создание Монастырского приказа свидетельствует об усилении государственного аппарата.
По мнению составителей нового кодекса, учреждение приказа должно было закрепить подчинение церковных корпораций общей системе государственных органов.201 Видится
возможным предположить, что ограничение административных привилегий церкви содержит 37 статья XVII главы Соборного Уложения.
В данной статье речь идет о необходимости перехода на государственную службу некоторых категорий слуг церковных иерархов, владеющих купленными вотчинами.
После царского указа 1573 года (содержал разрешение на продажу “порозжих поместных земель”) дворовые дети боярские и прочие слуги патриарха и других высших церковных иерархов обзавелись купленными вотчинами.204 Статья 37 право владения купленными вотчинами оставила только за детьми боярскими.
Для остальных ставилось условие: “…Тех патриарших, и митрополичих, и архиепи-скоилих, и епископлих дворовых людей по тем вотчинам нанисати в государеву службу… А кто… служить не похочет, и у него купленная вотчина, взяв, отдати в раздачу, кому государь укажет”.205 Таким образом, законодатель преследовал цель пополнения государственных служилых людей за счет слуг церковных иерархов.
В целом, оценивая положения Соборного Уложения, можно отметить двойственное отношение законодателя к церкви.
С одной стороны, кодекс стремился ограничить экономическую мощь церкви и подчинить ее общегосударственной системе централизации, а с другой “ограждалось достоинство православной церкви”.
‘ Церковь бралась под защиту закона с целью оградить се учение, идеи и орга211,1 Рожков II.
Происхождение самодержавия в России.
С.
154.
2111 Российское чакоиодательство X-XX вп.
Т.
3.
С.
365.
“”^ Российское чаконодагельс!во X-XX вн.
Т.
3.
С.
187.
““1Й Россия пол скипетром Романовых.
1613-1913.
С.
58.
91 шпацию церковной жизни “от посягательств ее идейных противников и нарушителей установленного порядка”207 Щ ^ !”7 Маньков Л.Г, Уложение 1649 юла.
Кодекс феодальною праиа России.
С.
199.
92 2.2 Церковные преобразования во второй половине XVII века.
Во всей истории России и, конечно же, в истории русской церкви реформа Пикона оставила глубокий след.
В задачи работы не входит исследование религиозной стороны реформы.
Остановимся лишь па отдельных аспектах реформы, которые так или иначе повлияли па взаимоотношения власти светской и власти духовной.
Прежде всего, необходимо выделить причины церковной реформы.
В.О.
Ключевский видел причину реформы в “западном влиянии” на российскую действительность: “Если государству понадобился мастернемец, то церковь почувствовала нужду в учителе-греке или киевлянине”.
России предстояло преодолеть свою самобытность, и преобразовательные движения в государстве и церкви, но мнению историка, начались уже в XVII столетии.


[стр.,66]

Одной из самых важных мер в отношении белого духовенства стала попытка ввести определенные штаты для церквей.
В 1724 году император провел через Синод указ, устанавливающий штаты.
В указе говорилось: “А по городам в соборах же, которые при Архиреях, быть Протопопам по 1му, Ключарей по 2, Попов по 5, Протодьяконов по 1-му, Дьяконов по 4, псаломщиков по 2, пономарей по 2 же человека”.331 Устанавливался также штат для разного рода категорий, обслуживающих церкви.
Так, например, при каисдом священнике могли служить только один дьячок и один пономарь.
* Штаты предполагалось вводить постепенно, по мере того “как будут вымирать лишние церковнослужители; архиереям же велено было не ставить новых Князьков С.
Из прошлого русской земли.
Время Петра Великого.
С.501.
329 История государства и права России.
Отв.
Ред.
Титов Ю.П.
-М, 1997.
С.
131.
330 История государства и права России.
Отв.
ред.
Титов Ю.П.
С.
131.
331 Синодский Указ “О штатах церковнослужителей при соборах и приходских церквах и о положении излишних и безместных в подушный оклад” 10 августа 1722 года.//ПСЗ.
T.VI, №4072.
312 Князьков С.
Из прошлого русской земли.
Время Петра Великого.
С.503.
133 священников, пока имеются в живых старые.
В апреле 1722 года по указанию Петра I Синод издал указ, запрещавший выдавать храмоз-дание грамоты без разрешения императора.
Таким образом создание новых мест для церковнослужителей ставилось под контроль государства.
В соответствии с Указом Сената от 12 июня 1722 года и Указом Синода от 10 августа 1722 года все безместные церковнослужители подлежали обложению подушной податью.334 Духовенство, как черное, так и белое, в первой четверти XVIII столетия привлекалось к всевозможным государственным повинностям.
Так, например, в 1704 году был организован драгунский полк под командованием начальника Монастырского приказа Мусина-Пушкина, состоящий из монастырских служителей и разночинцев.
Этот полк полностью содержался за счет духовенства: для уплаты жалования драгунам, покупки лошадей и фуража духовенство облагалось особыми сборами.
Кроме этого, монахи и церковнослужители /335 посылались на различные государственные работы.
Таким образом, в начале XVIII века государственная власть проводит мероприятия, направленные на окончательное подчинение церкви государству.
В частности:
 предпринята попытка секуляризации церковного и монастырского землевладения (секуляризация распространилась на так называемые заопределенные вотчины);   введение штатов для церквей.
 Синодский Указ “О грамотах на построение церквей” 30 апреля 1722 года.// ПСЗ.
Т.VI, № 3991 314 Синадский Указ “О записке в подушный оклад безместных церковнослужителей”.
12 июня 1722 года; Синодский Указ “О штатах церковнослужителей при соборах и приходских церквах и о положении излишних и безместных в подушный оклад” 10 августа 1722 года.// ПСЗ.
Т.VI, № 4035, № 4072.
115 Русское православие: вехи истории.
Под ред.
Клибанова А.И.
С.238-239.
134 Итогами преобразований, проведенных в отношении духовного сословия, стали:  сокращение численности белого и черного духовенства;

[Back]