Проверяемый текст
Тесля А. А. История законодательства о праве поземельной собственности в России с IX по начало XX века. Учебное пособие. — 2004.
[стр. 42]

и всего церковного причета» .
В 1313 г.
Митрополит Петр, по случаю воцарения нового хана, Узбека, ходил в Орду, был принят с честью и получил на свое имя ярлык, в котором еще подробнее, чем в Менгу-Темировом, определены права духовенства на неприкосновенность имуществ, на свободу от пошлин и 2 на собственный суд .
Наконец, в 1379 г.
хан Атюляк, дал также ярлык митрополиту Михаилу.
Кроме того, и все другие ханы, как видно из дошедших до нас ярлыков и из некоторых мест летописей, давали Русскому духовенству жалованные грамоты, или подтверждали грамоты своих предшественников .
Таким образом, время монгольского присутствия на Руси, можно смело назвать самым благоприятным для церковных имуществ, ведь, монголы освобождали монахов и их прислужников от податей, и население, чтобы выжить начало обращаться в монашествующих и прислуживающих социальная мимикрия дала возможность не только сохранить жизнь, но и создать новое хозяйство, заложить основы для бурного подъема Владимиро-Московской Руси.
В монастырском строительстве принимали участие все слои общества, в том числе и удельные князья, либо выделявшие земли для монастырей, либо прямо строившие их (отсюда берет начало существование т.
н.
«фамильных» или «семейных» монастырей, то есть тесно связанных с каким-либо определенным семейством).
С этими процессами связанно обилие жалованных грамот монастырям, в которых последние, в частности, наделялись правом владения недвижимостями и приобретения их всеми законными способами, правом пользования оброком и вообще повинностями с селян, севших на монастырских землях, и пользования доходами от своих имений и угодий, право тарханное, освобождавшее монастырских (и архиерейских) крестьян и села от пошлин и повинностей казенных или княжеских.
Наиболее же важным моментом в этом периоде развития монастырского землевладения является приобретение некоторыми из монастырей
автономно1Никонов.
Летоп.
ч.
Ш.
С.59.2 См.: Никоновская летопись.
Т.
Ш,С.108.О См.: В.
Милютин.
Указ.соч.
С.
37-39.
42
[стр. 44]

входившие в состав общины), так и по отношению к князю или иному посредствующему землевладельцу.
Сама же община выполняла и судебные функции, охраняя прочность земельных владений своих членов, судясь перед княжеской властью с внешними обидчиками и утверждая давностное приобретение или собственность через оккупацию.
При этом отметим, что в северо-восточной Руси хозяин терял право на свой участок, если не обрабатывал его более 15 — 30 лет, а за это время им завладело иное лицо, начавшее на нем хозяйственную эксплуатацию (от последнего лица не требовалось определенного срока обработки, но только явный, твердый и положительный приступ к нему) [Там же.
С.
162-168, 207-208, 234-237.].
3.
3.
Монастырское землевладение К удельному периоду, как уже было выше отмечено, относится активное расширение монастырского землевладения за счет освоения ранее пустовавших земель и через практику "поминальных отказов" монастырям, в том числе и земель в собственность.
Особенно много монастырей в этот период основывается на северо-востоке Руси, где они выступают проводниками колонизации, расчищают места для хлебопашества и монастырского, крестьянского строительства, налаживают торговые пути.
Такой внезапный, взрывной рост объяснялся, например, А.
В.
Карташевым через бегство населения от татарского тягла ("в восточно-молитвеннические одежды и по расчету, и по инстинкту в значительном своем проценте...
облеклось все русское население северовосточной Руси татарского времени" [Карташев А.
В.
Указ.
соч.
Т.
1.
С.
398.]).
Монголы освобождали монахов и их прислужников от податей, и население
обратилось в монашествующих и прислуживающих — социальная мимикрия дала возможность не только выжить, но и создать новое хозяйство, заложить основы для бурного подъема Владимиро-Московской Руси, давшего видимые плоды спустя не многим более века после татарского лихолетья.
В монастырском строительстве принимали участие все слои общества, в том числе и удельные князья, либо выделявшие земли для монастырей, либо прямо строившие их (отсюда берет начало существование т.
н.
"фамильных" или "семейных" монастырей, то есть тесно связанных с каким-либо определенным семейством).
С этими процессами связанно обилие жалованных грамот монастырям, в которых последние, в частности, наделялись правом владения недвижимостями и приобретения их всеми законными способами, правом пользования оброком и вообще повинностями с селян, севших на монастырских землях, и пользования доходами от своих имений и угодий, право тарханное, освобождавшее монастырских (и архиерейских) крестьян и села от пошлин и повинностей казенных или княжеских.
Наиболее же важным моментом в этом периоде развития монастырского землевладения является приобретение некоторыми из монастырей
автономности, т.
е.
независимости от власти епархиальных архиереев, что еще более выделяло их, разумеется, из общей массы церковных учреждений, владевших землей, поскольку наделяло самостоятельностью и преобразовывало уже в юридические лица.
Такая автономность приобреталась именно посредством жалованных грамот, которые рассматривали некоторые монастыри как исключительно свободных вотчинников, следовательно, отнесенными к архиерейской власти оставались только вопросы исключительно духовные или религиозные, остальные же вопросы подлежали сугубо суду княжескому.
Качество вотчинника сообщалось игумену и братии, т.
е.
монастырской общине в целом, а не некоторым определенным лицам [Павлов А.
С.
Указ.
соч.
С.
116-117.].

[Back]