Проверяемый текст
Тесля А. А. История законодательства о праве поземельной собственности в России с IX по начало XX века. Учебное пособие. — 2004.
[стр. 44]

суровых условиях русского севера, когда для пропитания, для элементарного выживания необходимы были совместные усилия нескольких людей.
Преобладающим типом монастырей на Руси вплоть до решений собора 1503 года и реформ, проведенных митрополитом Макарием, был т.
н.
«особый»
или единолично-хозяйственный, когда сохранялась частная собственность каждого из монашествующих и даже отдельный стол.
До того времени ни один из иных вариантов монастырского устройства не осуждался все они почитались как равно возможные, выбор же обуславливался силами принявшего монашество способен ли он, например, осуществить столь тяжелый подвиг, как пустынножительство.
Серьезные изменения в российском монашестве связаны с деятельностью Сергия Радонежского, введшего принципы общинножительства и нестяжания, что вело к упразднению индивидуального имущества монахов и к укреплению принципа коллективной собственности обители.
Данный идеал монашеской жизни просуществовал в качестве практически осуществляемого немногим более ста лет, в конце XV
—начале XVI вв.
был заменен осифлянским, хотя и постулировавшим нестяжание как принцип, однако на практике, обращая монастыри в крупных земельных собственников, ведших обширную торговлю, занимавшихся кредитными операциями, приводил при отрицании индивидуальной собственности монахов к отрицанию нестяжательства как принципа существования монастыря в целом.
Принцип общежития энергично распространялся на Руси людьми, стремившимися к устроению монашества со всей серьезностью, религиозно воодушевленными натурами.
На
началах общинного жительства был построен такой крупный центр русской религиозной жизни, как Соловецкий монастырь (основан в 1429 г.).
Начальный соловецкий обиход в древним типике
образовывался следующим образом: «Игумен и священницы и соборные страцы и вся братья едят и пиют в трапезе; явства всем равна, а по келлиям опричь немощной браФедотов Г.
П.
Святой Филипп Митрополит Московский.
М., 1991.
С.
36.

44
[стр. 45]

Земли, передаваемые монастырям "на помин души", как ясно из самого термина, не были безусловной передачей, а по правовому статусу могут быть уподоблены ныне существующему в отечественном гражданском праве институту пожертвования, дарения "под условием", поскольку легально оставались собственностью монастыря только под условием совершения поминальных служб или упоминания в "поминальных списках" в общих заупокойных службах, в противном же случае правопреемники на стороне завещателя могли требовать возвращения легата.
Все лица, внесшие такие поминальные вклады, записывались в синодиках (поминальных книгах) [Скрынников Р.
Г.
Святители и власти.
Л., 1990.
С.
123.].
В правовом плане можно выделить три типа монашествования: 1) единоличнохозяственный при совместном проживании; 2) общежитие (т.
н.
"строгая киновия"); 3) единолично-пустынническое.
Нил Сорский проводил на Руси четвертый тип монашествования (существовавший задолго до него, но только от него получивший богословское обоснование), полагаемый им наиболее пригодным для отечественных условий — скит, то есть общежитие 2-х – 3-х монахов в отдаленной местности, обслуживающих себя, а при недостатке испрашивающих милостыню.
Скитское жительство было вариацией пустынничества при суровых условиях русского севера, когда для пропитания, для элементарного выживания необходимы были совместные усилия нескольких людей.
Преобладающим типом монастырей на Руси вплоть до решений собора 1503 года и реформ, проведенных митрополитом Макарием, был т.
н.
"особый"
[Федотов Г.
П.
Святой Филипп Митрополит Московский.
М., 1991.
С.
36.]
или единолично-хозяйственный, когда сохранялась частная собственность каждого из монашествующих и даже отдельный стол.
До того времени ни один из иных вариантов монастырского устройства не осуждался — все они почитались как равно возможные, выбор же обуславливался силами принявшего монашество — способен ли он, например, осуществить столь тяжелый подвиг, как пустынножительство.
Серьезные изменения в российском монашестве связаны с деятельностью Сергия Радонежского, введшего принципы общинножительства и нестяжания, что вело к упразднению индивидуального имущества монахов и к укреплению принципа коллективной собственности обители.
Данный идеал монашеской жизни просуществовал в качестве практически осуществляемого немногим более ста лет, в конце XV
– начале XVI веков был заменен осифлянским, хотя и постулировавшим нестяжание как принцип, однако на практике, обращая монастыри в крупных земельных собственников, ведших обширную торговлю, занимавшихся кредитными операциями, приводил при отрицании индивидуальной собственности монахов к отрицанию нестяжательства как принципа существования монастыря в целом.
Принцип общежития энергично распространялся на Руси людьми, стремившимися к устроению монашества со всей серьезностью, религиозно воодушевленными натурами.
На
общинножительских началах был построен такой крупный центр русской религиозной жизни, как Соловецкий монастырь (основан в 1429 году).
Начальный соловецкий обиход в древним типике
обризовывался следующим образом: "Игумен и священницы и соборные страцы и вся братья едят и пиют в трапезе; явства всем равна, а по келлиям опричь немощной братии отнюдь столы не бывают.
Из трапезы выносу явств и питию не бывает.
Одежду всякую и обувь дают всем из казны" [Цит.
по: Федотов Г.
П.
Указ.
соч.
С.
36 – 37.].

[Back]