Проверяемый текст
Тесля А. А. История законодательства о праве поземельной собственности в России с IX по начало XX века. Учебное пособие. — 2004.
[стр. 51]

1 что «божественные правила повелевают царя почитати, не сваритися с ним» и таким образом по самому ходу дел должны были вскорости найти общий язык с властью, прийти к взаимоустраивающему соглашению, что и случилось уже во второй воловине княжения Василия Иоанновича.
Земельные вотчины митрополита в начале XVI в.
были расположены на территории пятнадцати уездов.
Только в семи из них насчитывалось 531 село и деревня, числилось 1818 душ крестьян.
К середине XVI в.
эти владения значительно выросли, но и тогда были значительно менее владений архиепископа Новгородского .

При всем богатстве митрополичьего хозяйства это было только одно из множества церковных
владении, расположенных к тому же практически во всех областях государства и позволявших при хотя бы частичной секуляризации решить не только собственно пространственную проблему дворянского испомещения, но и иметь возможность наделять дворян землями именно в тех районах, где в этом была в силу своих стратегических планов заинтересована московская власть.
Хотя Василий III, как и отец, не осмелился на
секуляризацию (более того, к концу своего правления он также принял меры к тому, чтобы заглушить и публицистическое движение за секуляризацию), однако ему постепенно удалось поставить монастыри под государственный контроль и в экономическую зависимость от центральной власти.
Одной из причин такового отказа можно назвать реформирование монастырской жизни, произведенное осифлянами ярыми сторонниками монастырского землевладения, но и, одновременно, строгими подвижниками общежительного устава, которые проводили в монастырской жизни принципы строгой бедности и широкой благотворительности .

В его царствование государство стало вмешиваться во внутренне управление монастырей (воспользовавшись постоянными в монастырском общежитии той эпохи распрями между монашествующими),
правительстПослание Иосифа Волоцкого к Ивану Ивановичу Третьякову-Хворину.
Цит.
по: Хрущов И.
Исследование о сочинениях Иосифа Санина, преподобного игумена Волоцкого.
М., 1868.
С.
223.

2Федотов Г.
П.
Указ.
соч.
С.
57.О Христианство.
Энциклопедический словарь в 3-х тт.
/ Под ред.
С.
С.
Аверинцева.
Т.
2.
М, 1995.
С.
541.
— Автор статьи Б.
М.
Мелиоранский.

51
[стр. 59]

бы рукоделием" [Цит.
по: Милюков П.
Н.
Указ.
соч.
Т.
3.
С.
56.], то есть выступили за полную секуляризацию монастырских имуществ, что было гораздо радикальнее всех предыдущих действий правительства, которое в настоящем случае стремилось воспользоваться разногласиями в среде самого монашества.
Для отпора противники нестяжателей вызвали Иосифа Волоцкого, вернувшегося в свой монастырь до окончания собора.
Последний, решительно отвергая притязания заволжских старцев, сказал, между прочим, указывая на семь ярлыков, данных ханами церкви: "Посмотри, благочестивый государь, и неверные цари не дерзали обижать церковь; как же ты решишься отнять у нея ея вековое достояние, полученное ею от твоих благоверных предков" [Цит.
по: Павлов А.
С.
Указ.
соч.
С.
116.].
Собор в своем докладе Иоанну III заключил: "...стяжания церковная — божия суть стяжания, возложенна и нареченна и данна Богу, и не продаваема, ни отдаваема, ни емлема никим никогда ж в веки века, и нерушима быти и соблюдатися, яко освященна господеви, и благоприятна, и похвальна.
И мы, смирении, сия ублажаем, и похваляем и съдержим" [Цит.
по: История русской экономической мысли.
Т.
I, ч.
1.
С.
125.].
Иосиф Волоцкий, на протяжении веков являвшийся одним из наиболее влиятельных церковных мыслителей России, утвержал, что игумен не вправе распоряжаться монастырским имуществом в ущерб монастырю, в противном же случае он есть святотатец и подлежит изгнанию из монастыря.
Епископ вправе продать село, не дающее дохода, или какое-либо иное церковное имущество для уплаты долга, но только с разрешения митрополита [История русской экономической мысли.
Т.
I, ч.
1.
С.
126 – 127.].
Следует отметить, что для XVI – XVII веков слова настоятеля Волоколамского монастыря являлись не его частным мнением, но "возглашением истины" и, соответственно, его предписания во многом воспринимались как должный порядок, независимо от закрепления в актах внутреннего церковного законодательства.
Следует указать, что совпадение позиций нестяжателей и княжеской власти было случайным и поверхностным, поскольку основным стремлением заволжцев была независимость, положение, когда церковь стоит выше государства, а для избавления от зависимости и надлежит отказаться от того, что более всего держит — от собственности.
По словам П.
Н.
Милюкова, "только при таком условии они получат возможность обращаться к власти не с собственными "обидами", а с "печалованием" о неправдах мира" [Милюков П.
Н.
Указ.
соч.
Т.
3.
С.
59.].
Осифляне же, в данном конкретном случае вступившие в конфликт с властью, по существу признавали ее главенство над церковными делами, видели священность царства, полагали, что "божественные правила повелевают царя почитати, не сваритися с ним" [Послание Иосифа Волоцкого к Ивану Ивановичу Третьякову-Хворину.
Цит.
по: Хрущов И.
Исследование о сочинениях Иосифа Санина, преподобного игумена Волоцкого.
М., 1868.
С.
223.]
и таким образом по самому ходу дел должны были вскорости найти общий язык с властью, прийти к взаимоустраивающему соглашению, что и случилось уже во второй воловине княжения Василия Иоанновича.
Земельные вотчины митрополита в начале XVI века были расположены на территории пятнадцати уездов.
Только в семи из них насчитывалось 531 село и деревня, числилось 1818 душ крестьян.
К середине XVI века эти владения значительно выросли, но и тогда были значительно менее владений архиепископа Новгородского
[Федотов Г.
П.
Указ.
соч.
С.
57.].
При всем богатстве митрополичьего хозяйства это было только одно из множества церковных
владений, расположенных к тому же практически во всех областях государства и позволявших при хотя бы частичной секуляризации решить не только собственно пространственную проблему дворянского испомещения, но и иметь возможность наделять дворян землями именно в тех районах, где в этом была в силу своих стратегических планов заинтересована московская власть.
Хотя Василий III, как и отец, не осмелился на


[стр.,60]

секуляризацию (более того, к концу своего правления он также принял меры к тому, чтобы заглушить и публицистическое движение за секуляризацию), однако ему постепенно удалось поставить монастыри под государственный контроль и в экономическую зависимость от центральной власти.
Одной из причин такового отказа можно назвать реформирование монастырской жизни, произведенное осифлянами — ярыми сторонниками монастырского землевладения, но и, одновременно, строгими подвижниками общежительного устава, которые проводили в монастырской жизни принципы строгой бедности и широкой благотворительности
[Христианство.
Энциклопедический словарь в 3-х тт.
/ Под ред.
С.
С.
Аверинцева.
Т.
2.
М, 1995.
С.
541.
— Автор статьи Б.
М.
Мелиоранский.].

В его царствование государство стало вмешиваться во внутренне управление монастырей (воспользовавшись постоянными в монастырском общежитии той эпохи распрями между монашествующими),
правительство само назначало игуменов, давало им наказы, требовало отчетности в расходовании денежных средств.
Царские писцы сдавали и принимали у настоятелей монастырей имущество [Зызыкин М.
В.
Патриарх Никон.
Его государственные и канонические идеи, в 3-х частях.
М., 1995.
Ч.
II.
С.
292.].
Данное движение было продолжено при Елене Глинской и в особенности во второй период правления Иоанна IV.
Ограничение церковных и монастырских землевладений при Иоанне IV.
В период регентства Елены Глинской было издано распоряжение, запрещавшее монастырям под каким-либо видом приобретать вотчины покупкою и принимать вклад "по душам" без правительственного разрешения [Голубинский Е.
Е.
История русской церкви, в 2-х тт.
Т.
II, 1-я пол.
М., 1997.
С.
735.].
В 1536 году в отношении новгородского духовенства было сделано новое распоряжение, ограничивавшее его имущественные права, а именно пожни (жнивье, луг), принадлежавшие окологородским монастырям и городским церквам, были у них отписаны, а затем возвращены, но уже на праве аренды [Там же.
С.
735 – 736.].
Среди прочих своих деяний Стоглавый собор принял меры к искоренению злоупотреблений в заведовании имуществами и доходами монастырей со стороны их настоятелей и по установлении над монастырскими властями в имущественном управлении строгого контроля [Там же.
С.
788.] (ср.
требования Иосифа Волоцкого в отношении распоряжения монастырскими имуществами).
В отношении вопроса о монастырском общежитии Стоглав дает только рекомендации, а не требует искоренения единолично-хозяственного типа монастырского устройства.
Такая компромисность связана, по мнению Е.
Е.
Голубинского, с той оппозицией, которою вызвали стремления Макария "со стороны...
архимандритов и игуменов, которые заседали на соборе" [Там же.
С.
790.].
Сразу же по окончании Стоглавого собора (1 мая 1551 г.) был издан соборный приговор, касавшийся вотчинных прав как монастырских, так равно и архиерейских.
В первом своем положении он повторял приговор правительства Елены Глинской о запрещении приобретать архиереям и монастырям вотчины покупкой и давать их "по душам" без разрешения государя.
В области, непосредственно прилегающей к Москве, принимать вотчины было запрещено вовсе [Христианство...
Т.
2.
С.
541.].
В случае нарушения вотчины предписывалось отбирать в казну, а при покупке покупатель лишался и заплаченного им.
Во-вторых, устанавливалось, что в случае отдачи вотчины "по душе" без всякого условия вотчина выкупу не подлежала, в случае же наличия такового выкупного условия выкуп производился по цене, означенной в духовной или данной грамоте.

[Back]