Проверяемый текст
Арсеньева, Галина Витальевна; Государство и церковь во второй половине XVI - первой четверти XVIII вв. : Историко-правовое исследование (Диссертация 1999)
[стр. 53]

Глава 2.
Государственно-правовое регулирование собственности Русской Православной Церкви в России во второй половине XVI —начале XX вв.
§1.
Ограничение церковной собственности во второй половине XVI XVII вв.
В истории России вторая половина XVI в.
стала временем становления самодержавной формы правления.
Составная часть начавшегося процесса столкновение и переплетение интересов власти светской и
духовной.
Главной причиной конфликта можно считать стремление государственной власти поставить власть духовную ниже светской на иерархической лестнице, с одной стороны, и желание Церкви сохранить относительную независимость (как политическую, так и экономическую) в государстве с другой.
Общей целью государственной власти и Церкви в этот период видится возможным считать возвышение русского государства на
международный арене и возвышение русской церкви в православном мире, что неразрывно связано между собой.
В первой
четверти XVI века закончилось объединение русских земель.
Образование единого государства поставило
па повестку дня вопрос об уничтожении в стране последних очагов обособленности, одним из которых была Православная Церковь.
В середине XV в.
Русская Церковь стала независимой от константинопольского патриарха, митрополит на Руси с этого времени стал избираться
на соборе русских епископов, с согласия великих московских князей.
Церковь
с этого времени являлась самым крупным в государстве феодальным собственником: она обладала огромными земельными владениями, включающими в себя до трети всех населенных территорий России.
Земельная собственность характеризуется
сращенностью с отношениями политическими, отношениями господства и подчинения.
Имея огромную экономическую базу, Данилова JT.B.
Понятие земельной вотчины в средневековой Руси.

Средневековая и новая Россия.
Отв.
Ред.
/Отв.
ред.
Дворниченко А.Ю.
СПб., 1996.
С.
255.
53
[стр. 18]

В истории России вторая половина XVI столетия стала временем становления самодержавной формы правления.
Составная часть начавшегося процесса столкновение и переплетение интересов власти светской и
власти духовной.
Главной причиной конфликта можно считать стремление государственной власти поставить власть духовную ниже светской на иерархической лестнице, с одной стороны, и желание церкви сохранить относительную независимость (как политическую, так и экономическую) в государстве, с другой.
Общей целью государственной власти и церкви в этот период видится возможным считать возвышение русского государства на
международной арене и возвышение русской церкви в православном мире, что неразрывно связано между собой.
В первой
трети XVI века закончилось объединение русских земель.
Образование единого государства поставило
на повестку дня вопрос об уничтожении в стране последних очагов обособленности, одним из которых была православная церковь.
В середине XV века русская церковь стала независимой от константинопольского патриарха, митрополит на Руси с этого времени стал избираться
па соборе русских епископов, с согласия великих московских князей.
Церковь
этого времени являлась самым крупным в государстве феодальным собственником: она обладала огромными земельными владениями, включающими в себя до трети всех населенных территорий России.
Земельная собственность характеризуется
сращенпостыо с отноше33 ниями политическими, отношениями господства и подчинения.86 ?Щ Имея огромную экономическую базу, церковь имела политический вес, участвуя в формировании направлений, как во внутренней, так и во внешней политике государства.
Церковь начала середины XVI столетия можно назвать своеобразным феодальным образованием внутри государства.
Со стороны централизованной государственной власти возникает естественное стремление уничтожить ростки самостоятельности церкви, сделав ее лишь звеном в государственном механизме.
Противоречия между светской и духовной властями набирают силу уже в процессе объединения русских земель.
Еще Дмитрий Донской в XIV веке пытался подчинить церковь, выдвигая ее главой г приближенного к себе человека Михаила-Митяя.
С особой остротой противоречия интересов великокняжеской власти и русской церкви щ М проявились во времена Ивана Ш.
Одним из главных вопросов, вокруг которого разгорелись споры, стал вопрос о церковном землевладении.
Великий князь был не против разрешить земельные трудности за счет монастырских и церковных владений.
Внутри самой церкви начались идеологические споры между так называемыми “нестяжателями” и “иосифлянами”.
Спор двух идеологических направлений не сводился лишь к вопросам экономического положения церкви, он затрагивал и претензии церкви па вмешательство в политическую жизнь страны.
Наиболее яркими представителями лагеря нестяжателей являлись Нил Сорокин и Максим Грек.
Основное содержание учения нестяжателей сводится к следующему: отторжение от церкви всех бо86 Данилова Л.В.
Понятие земельной вотчины в средневековой Руси.

В кн.
Средневековая и новая Рос спя/Отв.
ред.
Диорннчско Л.Ю.
С-Пб., 1496.
С.255 34 гатств; лишение ее права владения землями; категорическое отрицаR7 мне вмешательства в политическую деятельность государства.
Иосифлянскую доктрину сформировал настоятель Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий.

[Back]