Проверяемый текст
Арсеньева, Галина Витальевна; Государство и церковь во второй половине XVI - первой четверти XVIII вв. : Историко-правовое исследование (Диссертация 1999)
[стр. 55]

В своих работах Иосиф Волоцкий много внимания уделял учению о власти, в том числе соотношению властей духовной и светской.
Он придерживался принципа
«симфоний», т.е.
союза властей.
Принцип симфонии
сводился к следующему: «светская власть обязана помогать церкви, преследовать ее враговеретиков и не покушаться на церковные владения, а Церковь в свою очередь, обязана поддержать силой своего авторитета, правомерную государственную власть, но в этом союзе главенствующая роль отводилась Церкви»1.
Тот факт, что на Соборе 1503г.
Иван III вместе с лагерем нестяжателей потерпел поражение, красноречиво говорит о значительной политической силе церковной организации.
После Собора 1503г.

княжеская власть решает вступить в союз с церковниками иосифлянского крыла (так как они были в большинстве) для того, чтобы обеспечить себе идеологическую поддержку в процессе объединения земель.
Понимая, что, потерпев поражение на Соборе 1503 г., государственная власть не смирилась с существованием в стране реальной политической (подкрепленной экономической мощью) силы,
представители Церкви во главе с Иосифом Волоцким охотно согласились на этот союз, в обмен на поддержку объединительной политики московского правительства иосифляне надеялись получить гарантии сохранения и укрепления своих позиций в государстве.
Однако можно предположить, что именно это соглашение двух властей стало началом процесса подчинения Церкви государству: церковная идеология начинает постепенно срастаться с идеологией государственной власти, придерживаясь принципа
«симфонии», Иосиф Волоцкий обосновал теорию, согласно которой власть великого московского князя имеет божественное происхождение: с одной стороны, это утверждение обосновывало авторитет власти великого князя, а с другой укрепляло положение Церкви в государстве (если власть от Бога, значит, князь должен заботиться о процветании божьей ставленницы на земле Церкви).
Можно согласиться, что С.Н.
Савельев обосИсаев И.А..
Золотухина Н.М.
История политических и правовых учений России XIXX
вв.
М.1995.
55
[стр. 19]

Иосифляне отрицали секуляризацию церковных земель, оправдывали богатство монастырей необходимостью развития церкви.
При «н этом признавалось личное нестяжание монахов.
В своих работах Иосиф Волоцкий много внимания уделял учению о власти, в том числе соотношению властей духовной и светской.
Он придерживался принципа
“симфонии”, т.е.
союза властей.
Принцип симфонии
сводится к следующему: “светская власть обязана помогать церкви, преследовать ее врагов-еретиков и не покушаться на церковные владения, а церковь, в свою очередь, обязана поддержать силой своего авторитета, правомерную государственную власть, но в этом союзе главенствующая роль отводилась церкви”.89 Тот факт, что на Соборе 1503 года Иван III вместе с лагерем нестяжателей потерпел поражение, красноречиво говорит о значительной политической силе церковной организации.
После Собора 1503
года княжеская власть решает вступить в союз с церковниками ио-сифлянского крыла (так как они были в большинстве) для того, чтобы обеспечить себе идеологическую поддержку в процессе объединения земель.
Понимая, что, потерпев поражение на Соборе 1503 года, государственная власть не смирилась с существованием в стране реальной политической (подкрепленной экономической мощью) силы,
церковники во главе с Иосифом Волоцким охотно согласились на 87 Амркнн II.П., Левченко В.II., Мартышки О.В.
История политических учений.
М., 1994.
С.
128-129.
88 Лчаркип 1-1.П., Левченко В.II., Мартышин О.В.
История политических учении.
С.
129.
к” Исаев И.Л., Золотухина Н.М.
История политических и правовых учений России XI XX
и.п.
М„ 1995.
С.55 [? ifoiMihifi’UiiH 35 этот союз.
В обмен на поддержку объединительной политики московского правительства иосифляне надеялись получить гарантии сохранения и укрепления своих позиций в государстве.
Однако можно предположить, что именно это соглашение двух властей стало началом процесса подчинения церкви государству: церковная идеология начинает постепенно срастаться с идеологией государственной власти.
Придерживаясь принципа
“симфонии”, Иосиф Волоцкий обосновал теорию, согласно которой власть великого московского князя имеет божественное происхождение: с одной стороны, это утверждение обосновывало авторитет власти великого князя, а с другой укрепляло положение церкви в государстве (если власть от бога, значит, князь должен заботиться о процветании божьей ставленницы па земле церкви).
Думаю, что С.Н.
Савельев обоснованно называл Иосифа Волоцкого “символом православия государственного, идеологом и обоснователем русского самодержавия”.90 Соотношение государственной власти и духовной власти в Московском государстве первой половины XVI столетия отразилось в литературных памятниках указанного периода: Летописном своде (позже названном Николаевской летописью) и Степенной книге.
Идеей союза княжеской власти и церкви особенно проникнута Степенная книга.
Изложение в ней ведется по великим княжениям, каждой ступени княжения соответствуют жившие в то время митрополиты, то есть исторически обосновался союз властей светской и духовной.
В пользу существования временного союза церкви и государства говорит и тот факт, что в исследуемый период не было четких границ в разделении полномочий между двумя властями.
ВзаимодейСапельев С.Н.
Москопскии централизм и клерикальный папизм: кризисные явления в пршюслашюп церкви XVI-XVII в.в./Нравославпе в Древней Руси.
Л.,1989.
С.95.
36 ствие властей прослеживается в работе двух совещательных органов: “Освященном соборе” (высший церковный орган) и Боярской Думе.
Л.В.
Черепнин, исследуя составы этих совещаний, пришел к выводу, что в церковных совещаниях участвовали бояре, а к работе светских совещаний привлекались высшие духовные иерархии.
Отсюда вытекает вывод о переплетении двух властей, недостаточном расчленении их функций/”

[Back]