дарство возвращало земли разорившимся крестьянам, а с другой возвращало казне налогоплательщиков. В третьих, церковная организация лишалась всех земель и доходов, приобретенных в период боярского правления: «А которые села и волости, и рыбные ловли, и всякие угодья, и брачные деревни после великого князя Василия бояре подавали архиепископом и епископам, и монастырем, и, того сысков, учините, так как было при великом князе Василии», В этой части приговора также прослеживается стремление государственной власти вернуть земли налогоплательщикам. В-четвертых, подлежали выкупу в пользу государства земельные вклады вотчинников, которые давались монастырям «без доклада» «до сего государства приговору». В дальнейшем эти земли подлежали раздаче в поместья. Приговор от 11 мая 1551г. оговаривал условие, при котором монастыри все же могли пополнить свой земельный фонд: это духовые вклады на помин души. Если вотчина дается на «вечный поминок», то «тех вотчин у монастырей никому ж никак не выкупати». Однако далее следует: если вкладчик оговорит право выкупа вотчины родственниками, то монастыри не должны препятствовать этому. Но если вотчина навещалась без царского разрешения, она подлежала конфискации в пользу государства. Таким образом, согласно решениям стоглавого Собора, церковные иерархи и монастыри сохранили свои земельные владения (те земли, которыми они владели до середины 30-х г. XVI в.). Ограничение церковного землевладения в основном относилось не к тем землям, которыми духовенство уже владело, а к тем, которые в дальнейшем могли бы перейти к нему (другими словами ограничивался рост церковного и монастырского землевладения) Конфискация земель, «не законно» приобретенных монастырями в период боярского правления, преследовало две цели: обеспечение служилых людей поместьями; возвращение разорившихся налогоплательщиков; 61 |
положительных результатов в вопросе о церковном и монастырском землевладении. 11 мая 1551 года по царскому приговору Собор утвердил закон об ограничении церковного землевладения. Этот закон вошел в Стоглав в виде 101 статьи. Закон содержал ряд положений, которые были направлены на ограничение экономической базы церковной организации. Во-первых, царь с Собором “приговорили…впредь архиепископом, и монастырем вотчин без царева ведома и без докладу им не иродавати же”.101 Законом за нарушение приговора устанавливалась санкция: “Л кто купит, или кто продаст вотчину без докладу, и у тех Российское законодательство. Т.2. С. 271. 1(10 Российское законодательство. Т.2. С. 404-406. “” Российское законодательство. T.2. С. 376. ftSrVRAPCTBEHl ЧбЛИОТЩЦ 41 кто купит, деньги пропали, а у продавца вотчина”. Причем вотчина в этом случае переходила в государственный земельный фонд. Во-вторых, из фонда церковных и монастырских земель изымались все поместные и черные земли, приобретенные “за долги” или “насильством поотоймали”. Об этих землях следовало учинить осо-бый розыск” и “того сыскати, чьи земли были исстари, за тем те земли и учините”. Следует отметить, что в данном случае государство наряду с поместными землями защищает и крестьянские черносошные земли. С одной стороны, государство возвращало земли разорившимся крестьянам, с другой возвращало казне налогоплательщиков. В третьих, церковная организация лишалась всех земель и доходов, приобретенных в период боярского правления: “Л которые села и волости, и рыбные ловли, и всякие угодья, и брачные деревни после великого князя Василия бояре подавали архиепископом и епископом и монастырем, и, того сысков, учините так, как было при ве-ликом князе Василии”. ‘ В этой части приговора также прослеживается стремление правительства вернуть земли налогоплательщикам. В-четвертых, подлежали выкупу в пользу государства земельные вклады вотчинников, которые давались монастырям “без доклада” “до сего государства приговору”. В дальнейшем эти земли подлежали раздаче в поместья. Приговор от 11 мая 1551 года оговаривал условие, при котором монастыри все же могли пополнить свой земельный фонд: это духовные вклады на помин души. Если вотчина дается в “вечный поминок”, то “тех вотчин у монастырей никому ж никак не выкуиати”. Однако далее следует: если вкладчик оговорит право выкупа вотчи’”’ Носов II.П. Становление сословпо-прсдставнтельных учреждении в России. С. 109. 42 ны родственниками, то монастыри не должны препятствовать этому. щ Но если вотчина завещалась без царского разрешения, она подлежала конфискации в пользу государства. Таким образом, согласно решениям стоглавого Собора, церковные иерархи и монастыри сохранили свои земельные владения (те земли, которыми они владели до середины 30-х годов XVI столетия). Ограничение церковного землевладения в основном относилось не к тем землям, которыми духовенство уже владело, а к тем, которые в дальнейшем могли бы перейти к нему (другими словами ограничивался рост церковного и монастырского землевладения). Конфискация земель, “не законно” приобретенных монастырями в период боярского правления, преследовала две цели: 1) обеспечение служилых людей поместьями; 2) возвращение разорившихся налогоплательщиков. ~ В целях обеспечения решений Собора весной 1551 года была |