Проверяемый текст
Арсеньева, Галина Витальевна; Государство и церковь во второй половине XVI - первой четверти XVIII вв. : Историко-правовое исследование (Диссертация 1999)
[стр. 68]

сохранилось и после падения республики.
Взаимовыгодная связь между двумя сословиями поддерживалась благодаря общности политических и экономических интересов.
В период феодальной раздробленности подобный союз стал гарантией существования республиканской формы правления.
После присоединения Новгорода к Московскому Государству этот союз не отвечал интересам монаршей власти.
Принимая во внимание все указанные выше причины, Московское правительство использовало все возможные средства, чтобы
ослабить позиции Новгородской Церкви.
Об этом ярко свидетельствует уже тот факт, что из восьми архиепископов, возглавлявших кафедру после падения Новгородской республики, пять лишились поста в
опале.
Опричный поход на Новгород был предпринят Иваном Грозным
в 1570 г.
Последствия похода были плачевными, как для всего населения Новгорода в целом, так и для духовенства в частности.
Большое количество Новгородского духовенства было уничтожено физически.
Архиепископ
обвинен в измене, лишен сана и заточен в тюрьму.
На остальное духовенство Иван Грозный наложил большие денежные контрибуции: архимандриты должны были внести в царскую казну по 2 тысячи золотых, настоятели по
тысячи, соборные старцы по 300-500 золотых; менее состоятельное белое духовенство по 40 рублей с чео ловека.
Церкви и монастыри подвергались разграблению; церковная казна вывезена в Москву.
Все Новгородские монастыри были лишены жалованных грамот, подтверждающих их права на земельные владения и привилегии.

Хозяйство монастырей подвергались полному разорению.
Из ведения новгородской епархии были изъяты значительные по площади территории (переданы
под управление Вологодского епископа).
Часть оставшихся Новгородских земель была включена в опричнину.

Хоровец А.С.
Церковь в социально-политической системе новгородской феодальной республики.
М.1980.С.116Д95.

СкрынниковР.Г.
Святители и власти.
С.215.
Скрынников Р.Г.
Церковь и государство на Руси XIV-XVI вв.С.319.
68
[стр. 26]

Новгородские архиепископы занимали второе место в русской церковной иерархии, после московских митрополитов.
Местный владыка, один среди прочих русских святителей, носил белый клобук, что считалось особой привилегией (белые клобуки могли носить только высшие православные иерархи).
Указания на данную привилегию Новгородского архиепископа содержатся в “Соборной грамоте о белом клобуке” от 2 февраля 1564 года.
Этой грамотой привилегией ношения белого клобука наделялся Московский митрополит.119 В период феодальной раздробленности церковная организация в Новгородской республике обладала большей самостоятельностью, чем в других русских землях.
Церковь принимала непосредственное участие в управлении республикой.
Церковь, вместе с боярством, занимала в Новгороде самые верхние ступени иерархической лестницы.
“я Садиков П.Л.
Очерки об истории опричнины.
М., 1959.
С.
50.
“’’ Акты исторические.
T.I, № 173.
50 Глава Новгородской церкви являлся “первым лицом” в государстве, сосредоточивая в своих реках высшие управленческие функции в области финансов, торговли, суда, был главой городского совета зпа120 I И.
Кроме этого, новгородское духовенство рассчитывало на “константинопольское наследство”.
По их мнении), именно новгородским архиепископ, как святитель одной из самых древних епархий на Руси и обладатель белого клобука, был естественным приемником константинопольского патриарха.
Новгородская епархия была и самой богатой епархией в средневековой России.
Р.Г.
Скрыпников предполагает, что доходы новгородского владыки превышали доходы московского иерарха на 7-9 тысяч рублей ежегодно (новгородская епархия по территории и населению была значительно больше московской).121 Еще одним негативным для московского правительства явлением стала взаимосвязь новгородского духовенства и новгородского боярства, которая сохранилась и после падения республики.
Взаимовыгодная связь между двумя сословиями поддерживалась благодаря общности политических и экономических интересов.
В период феодальной раздробленности подобный союз стал гарантией существования республиканской формы правления.
После присоединения Новгорода к Московскому государству этот союз не отвечал интересам монаршей власти.
Принимая во внимание все указанные выше причины, Московское правительство использовало всевозможные средства, чтобы
ос’”’” Рогов 13.Л.
История государства и мрака России IX начала XX вскои.
М., 1994.
С.
25.
‘”’ Скрыппиков 1\Г.
Церковь и государство на Руси XIV-XVI в.в.
С.
329.
’” Хорошев Л.С.
Церковь п социально-политическом системе новгородской феодальной республики.
М., 1980.
С.

I 16, 195.
51 лабить позиции новгородской церкви.
Об этом ярко свидетельствует уже тот факт, что из восьми архиепископов, возглавлявших кафедру после падения Новгородской республики, пять лишились поста в
ш опале.
Опричный поход на Новгород был предпринят Иваном Грозным
15 1570 году.
Последствия похода были плачевными, как для всего населения Новгорода в целом, так и для духовенства в частности.
Большое количество новгородского духовенства было уничтожено физически.
Архиепископ
Пимен обвинен в измене, лишен сана и заточен в тюрьму.
На остальное духовенство Иван Грозный наложил большие денежные контрибуции: архимандриты должны были внести в царскую казну по 2 тысячи золотых, настоятели по
тысяче, соборные старцы по 300-500 золотых; менее состоятельное белое духовенство но 40 рублей с человека.124 Церкви и монастыри подверглись разграблению; церковная казна вывезена в Москву.
Все новгородские монастыри были лишены жалованных грамот, подтверждающих их права на земельные владения и привилегии.

Хозяйства монастырей подверглись полному разорению.
Из ведения новгородской епархии были изъяты значительные по площади территории (переданы
иод управление вологодского епископа).
Часть оставшихся новгородских земель была включена в опричнину.

[Back]