Проверяемый текст
Арсеньева, Галина Витальевна; Государство и церковь во второй половине XVI - первой четверти XVIII вв. : Историко-правовое исследование (Диссертация 1999)
[стр. 69]

В конце 1571 г.
на архиепископство в Новгород был поставлен человек из окружения Ивана IV архимандрит кремлевского Чудова монастыря Леонид.
В Новгороде был оставлен для
«присмотра» за духовенством опричник К.Д.
Поливанов.
В ходе
«новгородского дела» была разгромлена новгородская Церковь, считавшаяся символом церковной независимости.
Но, несмотря, на все мероприятия, направленные на подрыв экономической базы церковной организации Церковь по-прежнему оставалась крупнейшим феодалом в государстве.

Последующим наступлением государственной власти на позиции Церкви связаны с Соборами 1580 и 1584 гг.
Ч В XVI в.
Дворянство становится влиятельным сословием (политическая и военная опора государства).
Дворяне
выходили на службу «конно, людно и оружно» (Уложение о службе 1556 г.) .
Государство в свою очередь
обеспечило всех служащих людей поместьями.
Это требовало постоянного пополнения земельного фонда.
Можно говорить, что этот факт был решающим в процессе дальнейшего ограничения церковного и монастырского землевладения.
Церковные и монастырские земли в своем большинстве были освобождены от налогов.
Освобождение от налоговых тягот
создавали более выгодные условия для крестьян, которые, работая на землях, принадлежавших духовенству, платили лишь феодальную ренту.
Ежегодно большое количество крестьян
переходили на землю церквей и монастырей.
Уход крестьян из поместий приводил
помещиков к разорению.
Из-за этого дворяне не могли исполнять воинскую службу, так как не имели для этого достаточно средств.
Денежного и хлебного довольствия не хватало, поэтому служилые люди должны были получать недостающие средства
от своих поместий.
От переходов крестьян с государственных земель на земли духовенства страдала и казна, так как лишалась налогоплательщиков.

Буйнов В.И.
Российское дворянство// Вопросы истории.1994.-№З.С.32.
Российское законодательство.
По общей ред.
Чистякова О.И..
М.Д993.Т.ЗС.36.
69
[стр. 27]

В конце 1571 года на архиепископство в Новгород был поставлен человек из окружения Ивана IV архимандрит кремлевского Чудова монастыря Леонид.
В Новгороде был оставлен для
“присмотра” за духовенством опричник К.Д.
Поливанов.
В ходе
“новгородского дела” была не только разгромлена новгородская церковь, считавшаяся символом церковной независимости 111 Скрыпннкоп Р.Г.
Спяi июли и власть.
С.245.
’”’’ Скрыпннкоп Р.Г.
Церковь и государство на Руси XIV-XVI п.в.
С.
319.
52 от государственной власти на Руси, но и значительно пополнена царская казна.
Подобным погромам подверглись Рязанская и Нижегородская епархии, отчасти Псковская.
Осенью 1572 года Иван IV объявил об отмене опричнины.
Видится возможным предположить, что в годы опричнины были достигнуты определенные результаты па пути подчинения церкви государству, несмотря па непоследовательность политики Ивана Грозного.
Опале подверглись как противники единовластных устремлений царя, так и духовенство из окружения монарха были уничтожены наиболее влиятельные лица из духовной среды.
Также была подорвана экономическая база церковной организации, за счет чего пополнилась царская казна.
Отменив опричнину, Иван IV Грозный отходит от политики союза с монастырским духовенством.
Указом 1572 года были подтверждены решения, принятые на Стоглавом Соборе, относительно ограничения роста церковного землевладения.
Исследуя взаимоотношения церкви и государства в 60-80-х годах XVI столетня нельзя упускать из виду еще одну проблему: государственная власть нуждалась в средствах для ведения затянувшейся Ливонской войны, и недостающие для этого деньги правительство пыталось “выжать” из церковных богатств.
Примером этому могут служить события 1576-1577 г.г.
С постановлением Симеона Бекбула-товнча великим князем, прежде выданные жалованные грамоты потеряли силу.
Право выдавать новые грамоты “великий князь” не получил.
Через год, когда Симеон Бекбулатович был отстранен от “великого княжения”, Иван грозный вернул монастырям податные привилегии за крупные денежные вознаграждения.
53 Но, несмотря на все мероприятия, направленные на подрыв экономической базы церковной организации, церковь попрежнему оставалась крупнейшим феодалом в государстве.
Последующие наступления государственной власти на позиции церкви связаны с Соборами 1580 и 1584 годов.
В XVI веке дворянство становится влиятельным сословием (политическая и военная опора государства).
Дворяне
должны были выходить на службу “конпо, людно и оружно” (Уложение о службе 1556 г.).125 Государство, в свою очередь, обеспечивало всех служилых людей поместьями; это требовало постоянного пополнения земельного фонда.
Можно говорить, что этот факт был решающим в процессе дальнейшего ограничения церковного и монастырского землевладения.
Церковные и монастырские земли в своем большинстве были освобождены от налогов.
Освобождение от налоговых тягот
создавало более выгодные условия для крестьян, которые, работая на землях, принадлежащих духовенству, платили лишь феодальную ренту.
Ежегодно большое количество крестьян
переходило на земли церквей и монастырей.
Уход крестьян из поместий приводил
их к разорению.
Из-за этого дворяне не могли исполнять воинскую службу, так как не имели для этого достаточно средств.
Денежного и хлебного довольствия не хватало, поэтому служилые люди должны были полу-чать недостающие средства
из своих поместий.
От переходов крестьян с государственных земель на земли духовенства страдала и казна, так как лишалась налогоплательщиков.

Таким образом, споры духовенства и правительства в 80-х годах развернулись вокруг трех вопросов: Ф u’4 Ьугппоп В.И.
Российс кое дпоряис тпо.
// Вопрос ы истории .
1994.
№3.
С.
32

[Back]