Проверяемый текст
Арсеньева, Галина Витальевна; Государство и церковь во второй половине XVI - первой четверти XVIII вв. : Историко-правовое исследование (Диссертация 1999)
[стр. 72]

момент проведения Собора, находились в закладе, также конфисковывались в пользу государя.
Конфискации подлежали, также «княжеские вотчины», не зависимо от времени передачи их монастырю.
Придание
такой норме обратной силы можно объяснить тем, что близкие по смыслу положения уже содержались в указах от 15 января 1562г.
и 9 октября 1572г., Указы запрещали свободное распоряжении княжескими вотчинами.
Приговор устанавливает также порядок наделения монастырей земельными угодьями.
Это пункт приговора относился к вновь основанным монастырям либо безземельным, либо владеющим
«убогим местом».
Вопрос о наделении монастырей землей должен был обсуждаться освященным Собором и боярской Думой.

Возможно, предположить, что самым главным пунктом Приговора является: А впредь митрополиту, и владыкам, и монастырям земель не приобретати никоторыми делы, жити им на тех землях, что ныне за ними».
То есть Приговор Собора 1580 г.
полностью останавливал рост церковного и монастырского землевладения.

На первый взгляд Приговор Собора 1580г.
во многом повторяет решения Стоглавого Собора.
Но это не так.
Общим для обоих приговоров является провозглашение неотчуждаемости основного фонда церковного
монастырского землевладения.
Главными отличиями являются:
Стоглавый Собор лишь ограничивал рост земель духовенства, а Собор 1580г.
останавливал его вообще; Собор 1580 г.
запрещал монастырям заниматься ростовщической деятельностью, а Собор 1550г.

ограничивался лишь конфискацией поместий, заложенных в монастырях.

Интересно сравнивать так же решения Собора о завещаниях вотчинников.
Стоглав, запрещал принимать монастырям вотчины
по завещанию без Там же.
72
[стр. 29]

112 Российское законодательство.
Т.З.
С.
27.
56 землю, не лишало иерархов и монастыри нрава на эту землю:…хотя которое место и не утверждено крепостьми…“.1” Все судебные споры но поводу закрепленных за церковью земель запрещались, не допускался и выкуп вотчин, ранее переданных монастырям.
Приговор запрещал впредь духовенству приобретать и брать в залог вотчины: “…а митрополиту, и владыкам, и монастырям земель не покупати, и закладпей не держати”.134 За нарушение этого пункта приговора устанавливалась санкция: “…и те земли имати на государя безденежно”.1’5 Запрет вступал в силу с 15 января 1580 года, то есть со дня утверждения Приговора.
Те земли, которые на момент проведения Собора, находились в закладе, также конфисковались в пользу государства.
Конфискации подлежали также “княжеские вотчины”, не зависимо от времени передачи их монастырю.
Придание
этой норме обратной силы можно объяснить тем, что близкие но смыслу положения уже содержались в указах от 15 января 1562 года и 9 октября 1572 года.
Указы запрещали свободное распространение княжескими вотчинами.
Приговор устанавливает также порядок наделения монастырей земельными угодьями.
Этот пункт приговора относился к вновь основанным монастырям либо безземельным, либо владеющим
“убогим местом”.
Вопрос о наделении монастырей землей должен был обсуждаться освященным Собором и Боярской Думой.

Видится возможным предположить, что самым главным пунктом приговора является: “А впредь митрополиту, и владыкам, и монастырям земель не прибавляли никоторыми делы, жити им на тех 111 Российское законодательство.
1.3.
С.
27.
П) Российское законодательство.
Т.З.
С.27-28.
‘” Российское законодательство.
Т.З.
С.
28.
57 землях, что ныне за ними”.1’10 То есть приговор Собора 1580 года полностью останавливал рост церковного и монастырского землевладения.
Па первый взгляд, приговор Собора 1580 года во многом повторяет решения Стоглавого Собора.
Но это не так.
Общим для обоих приговоров является провозглашение неотчуждаемости основного фонда церковного
и монастырского землевладения.
Главными отличиями являются:
Стоглавый Собор лишь ограничивал рост земель духовенства, а Собор 1580 года останавливал его вообще;   Собор 1580 года запрещал монастырям заниматься ростовщической деятельностью, а Собор 1550 года ограничивался лишь конфискацией поместий, заложенных в монастырях.
 Интересно сравнивать так же решения Соборов о завещаниях вотчинников.
Стоглав запрещал принимать монастырям вотчины
но завещанию без “царского разрешения”.
Судя по тому, что Собор 1580 года возвращается к этому вопросу, этот пункт приговора не выполняется..
Монастыри продолжали получать земли “на помин души”.
Собор 1580 года решил этот вопрос по другому.
Он разрешил вотчинникам завещать свои земельные владения монастырям (если нет родственников), однако, эта вотчина переходила в государственный фонд, а монастырь получал деньги за нее из казны.
Таким образом, решения Собора 1580 года относительно церковного и монастырского землевладения закрепили “достижения” государственной власти.
Землевладение церковной организации полностью ставилось под контроль государства.
Земли, но той или иной ’’ Российское мконодатсш.спш.
Г.З.
С.
28.
58 причине конфискованные у монастырей, поступили в поместный фонд.
Па повестке стоял еще один вопрос обеспечить поместья рабочими руками.
С начала 80-х годов в государстве начинается перепись земель для уточнения размеров государственных налогов.
В дальнейшем писцовые книги приобрели значение

[Back]