Проверяемый текст
Арсеньева, Галина Витальевна; Государство и церковь во второй половине XVI - первой четверти XVIII вв. : Историко-правовое исследование (Диссертация 1999)
[стр. 74]

служилых людей.
Несмотря на то, что налоговые привилегии снимались с духовенства временно , эта мера была очередным ударом по позициям церкви.
Таким образом, во второй половине XVI столетия набирает силу процесс подчинения церкви государству.
Наиболее отчетливо процесс отражен в Стоглаве 1551 года, в Приговорах Соборов 1580 и 1584 годов.

«Достижения» государственной власти на пути подчинения церкви в исследуемый период в основном относилось к экономической сфере.
Среди важнейших из них можно назвать: ограничение роста церковного землевладения на законодательной основе; отмена (хотя и временная) податных привилегий духовенства.
Ограничение привилегий церкви в Соборном Уложении 1649 г.

В XVII в.
В истории Российского государства считается
«переломным» от Древней Руси к Новой России.
Особенностями этого периода стали: процесс зарождения буржуазных отношений в недрах позднего феодализма и начинающийся процесс становления абсолютизма.
Русская Православная Церковь по-прежнему занимала одно из центральных мест в структуре государства.
В рамках сословно-представительной монархии Церковь являлась не только союзницей царской власти, но и играла роль сдерживающего самодержавие фактора .
Со времен Ивана Грозного, предпринявшего существенные мероприятия, направленные
на подчинение церкви государству, на Руси многое изменилось.
В годы Смуты и при патриархе Филарете (который был отцом Михаила Романова и фактически его соправителем) Церковь обрела известную политическую самостоятельность.
Позиции церкви обуславливались с одной стороны тем, что она была крупнейшим земельным собственником, с другой тем, что Церковь выступала идеологом, освящающим все устои феодального общества.

Черешин JI.B.
Земские Соборы.
Русской церкви.
Т.
3.
С.
353.
Малашин В.В..
Церковь и государство и патриаршество Филарета.
С.1.
74
[стр. 30]

документов, закрепляющих крестьян за определенными землями.
Одновременно с началом переписи был издан указ, вводивший “заповедные годы”.
Первым “заповедным” годом был объявлен 1581 год, в этот год крестьяне не могли переходить на другие земли.
Решения, принятые Земским Собором 1580 года, получили развитие на Соборе 1584 года.
Приговор Собора 1584 года во многом повторил Приговор 1580 года.
Однако на Соборе 1584 года решился еще один вопрос в пользу государства были отменены тарханы (податные привилегии) духовенства: “чтоб вперед тарханам не быти…земли митрополичи и ар-хиеписконли, и владычи, и монастырские в тарханех, и с тех никакие царские дани и земских разметов не нолостят, а воинство служилые люди те их земли оплачивают”.
Отмена тарханов отвечала в равной мере интересам государства в целом и интересам служилых людей.
Несмотря па то, что налоговые привилегии снимались с духо-венства временно , эта мера была очередным ударом по позициям церкви.
Таким образом, во второй половине XVI столетия набирает силу процесс подчинения церкви государству.
Наиболее отчетливо процесс отражен в Стоглаве 1551 года, в Приговорах Соборов 1580 и 1584 годов.

“Достижения” государственной власти на пути подчине1’оссиПское чпконодшельстпо.
Т.
3.
С.
32.
lR Чсрсшмш Л.В.
Земские Соборы Русской церкви.
T.I.
С.353, 59 ния церкви в исследуемый период в основном относились к экоиоми-щ ческой сфере.
Среди важнейших их них можно назвать:  ограничение роста церковного землевладения на законодательной основе;   отмена (хотя и временная) податных привилегий духовенства.
 0 60 1.2.
Учреждение патриаршества.
Одним из важнейших событий в истории русской церкви стало учреждение патриаршества.
Идея русского патриаршества возникла еще в XV столетии, когда русская церковь получила относительную независимость от Коистаптипополя.
До 40-х годов XV века митрополиты присылались на русскую кафедру из Константинополя.
В 1436 году митрополитом был назначен грек Исидор, с “которым византийская церковь связывала далеко идущие планы”.’ 9 В обстановке угрозы турецкого нашествия ослабевшая Византия искала союзников и была согласна заключить церковную унию с римской католической церковью.
В результате заключения унии, Византия рассчитывала получить поддержку европейских католических государств в борьбе с Турцией.
Вопрос об унии между византийско-православной и римско-католической церквами должен был решиться на Феррарском Соборе.
Но для Византии было также важно сохранить свое влияние на богатую русскую церковь, к которой она не раз обращалась за помощью, и втянуть московское княжество в борьбу с турками.
Митрополит Исидор и должен был содействовать выполнению этой задачи.
В состоявшемся акте Флорентийской (Собор был перенесен из Феррары во Флоренцию) унии русскому митрополиту Иосифу принадлежала незаурядная роль, а первостепенная роль инициатора и главного его устроителя.140 Важно отметить, что многие православные иерархи (например, митрополит эфесский Марк, иверский митрополит Григорий) не только не подписали унии, по и вообще покинули Собор.
Русское нрапослапие: пехи истории, С.
80.
‘’”’ Карташсп Л.В.
Очерки но истории русской церкви.
Т.
1.
С.
353.
61 Москва Флорентийскую унию 1439 года не поддержала.
Митрополит Исидор, по возвращении в Москву, был заключен в Чудов монастырь.
Сложилась ситуация, при которой защитники православия восстали не только против Исидора, но и против авторитета патриаршей власти.
Московское правительство пыталось найти компромисс: остаться першими православию, с

[стр.,39]

175 Акты исторические.
Собранные и тданные Архиографичсскою комнесиею.
СПб., 1841.
Т.
II, № 33, № 64.
80 Глава 2.
Государство и церковь в XVII столетии.
2.1.
Ограничение привилегий церкви в Соборном Уложении 1649 года.

XVII столетие в истории Российского государства считается “переломным” от Древней Руси к новой России.
Особенностями этого периода стали: процесс зарождения буржуазных отношений в недрах позднего феодализма и начинающийся процесс становления абсолютизма.
Русская православная церковь по-прежнему занимала одно из центральных мест в структуре государства.
В рамках сословнопредставительной монархии церковь являлась не только союзницей царской власти, но и играла роль сдерживающего самодержавие фактора176.
Со времен Ивана Грозного, предпринявшего существенные мероприятия, направленные
па подчинение церкви государству, на Руси многое изменилось.
В годы Смуты и при патриархе Филарете (который был отцом Михаила Романова и фактически его соправителем) церковь обрела известную политическую самостоятельность.
Позиции церкви обуславливались с одной стороны тем, что она была крупнейшим земельным собственником, с другой тем, что церковь выступала идеологом, освящающим все устои феодального общества.

В условиях складывающегося абсолютизма подобное положение стало невозможным; назревала необходимость подчинить церковные институты, превратив их часть государственного аппарата.
Наиболее важными событиями XVII столетия, отразившими процесс взаимоотношений церкви и государства, стали: Малаидмн В.В.
Церковь и государство u naipiiapiiiccnio Филарета.
С.
I.
81  принятие Соборного Уложения;   проведение церковных реформ.
 В 1649 году было составлено и утверждено Соборное Уложение, в которое вошли и рапсе действовавшие законы, и новые установле-н и я.
Анализируя текст Соборного Уложения, можно выделить несколько групп вопросов, затрагивающих отношения церкви и государства:  о церковном землевладении;   о церковной юрисдикции;   о податных привилегиях;   об административных привилегиях.
 Указанный круг вопросов (за исключением административных привилегий) поднимался Стоглавым Собором, Соборами 1580 и 1584 годов.
Следовательно, постановления второй половины XVI столетия в первые десятилетия XVII века не выполнялись.
Имели место и царские указы, противоречащие Стоглаву.
Например, Указ от 3 декабря 1627 года давал право землевладельцам закладывать и отдавать в монастыри “по душе1’ выслуженные вотчины.177 Проблема ограничения церковного землевладения разрешена в XVII главе “О вотчинах” Соборного Уложения.
Статья 42 содержит запрет на приобретение вотчин: “…впредь с иынешняго уложения патриарху, и митрополитом, и архиепископом, и епископам, и в монастыри ни у кого родовых и выслуженных и ку

[Back]