В условиях складывающегося абсолютизма подобное положение стало не возможным; назревала необходимость подчинить церковные институты, превратив их в часть государственного аппарата. Наиболее важными событиями XVII в. Отразившими процесс взаимоотношений церкви и государства, стали: принятие Соборного Уложения 1649г.; проведение церковных реформ. В 1649 г. было составлено и утверждено Соборное Уложение, в которое вошли и ранее действовавшие законы, и новые установления. Анализируя текст Соборного Уложения, можно выделить несколько групп вопросов, затрагивающих отношение церкви и государства: о церковном землевладении; о церковной юрисдикции; о податных привилегиях; об административных привилегиях. Указанный круг вопросов (за исключением административных привилегий) поднимался Стоглавым Собором, Соборами 1580 и 1584 гг. Следовательно, постановления второй половины XVI в. в первые десятилетия XVII в. не выполнялись. Имели место и царские Указы, противоречащие Стоглаву. Например, Указ от 3 декабря 1627 г. давали право землевладельцам закладывать и отдавать в монастыри «по душе» выслуженные вотчины. Проблема ограничения церковного землевладения разрешена в XVII главе «О вотчинах» Соборного Уложения. Статья 42 содержит запрет на приобретение вотчин: «... впредь с ненешнего уложения патриарху, и митрополитом, и архиепископом, и епископам, и в монастыри ни у кого родовых и выслуженных, и купленных вотчины не покупатии в заклад не имати, и за собою не держати, и по душам вечный поминок не имати». Российское законодательство Х-ХХвв. Т.З. С.188 Там же. 75 |
175 Акты исторические. Собранные и тданные Архиографичсскою комнесиею. СПб., 1841. Т. II, № 33, № 64. 80 Глава 2. Государство и церковь в XVII столетии. 2.1. Ограничение привилегий церкви в Соборном Уложении 1649 года. XVII столетие в истории Российского государства считается “переломным” от Древней Руси к новой России. Особенностями этого периода стали: процесс зарождения буржуазных отношений в недрах позднего феодализма и начинающийся процесс становления абсолютизма. Русская православная церковь по-прежнему занимала одно из центральных мест в структуре государства. В рамках сословнопредставительной монархии церковь являлась не только союзницей царской власти, но и играла роль сдерживающего самодержавие фактора176. Со времен Ивана Грозного, предпринявшего существенные мероприятия, направленные па подчинение церкви государству, на Руси многое изменилось. В годы Смуты и при патриархе Филарете (который был отцом Михаила Романова и фактически его соправителем) церковь обрела известную политическую самостоятельность. Позиции церкви обуславливались с одной стороны тем, что она была крупнейшим земельным собственником, с другой тем, что церковь выступала идеологом, освящающим все устои феодального общества. В условиях складывающегося абсолютизма подобное положение стало невозможным; назревала необходимость подчинить церковные институты, превратив их часть государственного аппарата. Наиболее важными событиями XVII столетия, отразившими процесс взаимоотношений церкви и государства, стали: Малаидмн В.В. Церковь и государство u naipiiapiiiccnio Филарета. С. I. 81 принятие Соборного Уложения; проведение церковных реформ. В 1649 году было составлено и утверждено Соборное Уложение, в которое вошли и рапсе действовавшие законы, и новые установле-н и я. Анализируя текст Соборного Уложения, можно выделить несколько групп вопросов, затрагивающих отношения церкви и государства: о церковном землевладении; о церковной юрисдикции; о податных привилегиях; об административных привилегиях. Указанный круг вопросов (за исключением административных привилегий) поднимался Стоглавым Собором, Соборами 1580 и 1584 годов. Следовательно, постановления второй половины XVI столетия в первые десятилетия XVII века не выполнялись. Имели место и царские указы, противоречащие Стоглаву. Например, Указ от 3 декабря 1627 года давал право землевладельцам закладывать и отдавать в монастыри “по душе1’ выслуженные вотчины.177 Проблема ограничения церковного землевладения разрешена в XVII главе “О вотчинах” Соборного Уложения. Статья 42 содержит запрет на приобретение вотчин: “…впредь с иынешняго уложения патриарху, и митрополитом, и архиепископом, и епископам, и в монастыри ни у кого родовых и выслуженных и ку |