Проверяемый текст
Арсеньева, Галина Витальевна; Государство и церковь во второй половине XVI - первой четверти XVIII вв. : Историко-правовое исследование (Диссертация 1999)
[стр. 76]

Следует отметить, что данная статья вводит запрет на приобретение земельной собственности не только для монастырей, но и для церковных иерархов.
Кроме того, Соборное Уложение вводит запрет на приобретение земель
«на помин души»; вклад мог быть сделан только в денежной форме и « ...
А кто напишет кончину в монастырь в духовной, тех вотчин в монастыри не давати...
а дата деньги, что та вотчина стоит» В статьях 43-44 XVII главы Соборного Уложения устанавливается запрет передавать родовые и выслуженные вотчины в монастыри в случае пострижения их владельца в монахи.
В подобных ситуациях Уложение предписывало : «...

а отдати те раодовые и выслуженные вотчины вотчинникам, а вотчинниками их за те вотчины кормити и одевати и всяким покоем покоити до их смерти» .
При нарушении указанного условия постригавшиеся в монахи могли ( с разрешения государя ) продать свои вотчины либо родственникам, либо на
«сторону».
Статья 44 распространяет это правило и на лиц, постригшихся в монахи
«до сего государева указу».
В отношении купленных вотчин лица, постригшиеся в монахи, обладали большими правами распоряжения.
Они могли продать и
«уступить безденежно» кому угодно.
Но передачи в монастыри купленных вотчин также исключалась.
Таким образом, согласно Соборному Уложению, Церковь лишалась легальной возможности увеличивать свои земельные владения путем-покупки вотчин и заклада вотчин
«на поминок».
Следует обратить внимание и на тот факт, что Соборное Уложение ввело запрет на приобретение вотчин не только монастырям, но и высшим церковным иерархам.
Законодатель, предвидя недовольство духовенства, подчеркнул, что
решение, направленные на ограничения церковного землевладения, приняты государем по совету с патриархом и всем Освященным Собором, с боярами и выборными людьми.
Авторитет всего
«Земского Собора должен был поддержать смелое решение острого вопроса, 1Российское законодательство Х-ХХ вв.
Т.З.
С.188 2Там же.
76
[стр. 40]

177 Российское законодательство X-XX вп.
T.3.
С.
188.
82 пленных вотчин не покупати и в заклад не имати, и за собою не держати, и по душам в вечный поминок не имати”.178 Следует отметить, что данная статья вводит запрет на приобретение земельной собственности не только для монастырей, но и для церковных иерархов.
Кроме того, Соборное Уложение вводит запрет на приобретение земель
“на помин души”; вклад мог быть сделай только в денежной форме: “…Л кто напишет вотчину в монастырь в духовный, тех вотчин в монастыри не давати… а дати деиги, что та вотчина стоит”.179 За нарушение запрета вводилась санкция и поощрялось доносительство: “…та вотчина взяти на государя безденежно, и отдати в раздачу челобитнпком, кто о той вотчине учпет государю бити челом”.180 В статьях 43 и 44 XVIL главы Соборного Уложения устанавливается запрет передавать родовые и выслуженные вотчины в монастыри в случае пострижения их владельца в монахи.
В подобных ситуациях Уложение предписывало:
“… а отдати те родовые и выслуженные вотчины вотчинником, а вотчинником их за те вотчины кор-миги и оде ват и и всяким покоем иокоити до их смерти”.
При нарушении указанного условия постригавшиеся в монахи могли (с разрешения государя) продать свои вотчины либо родственникам, либо на
“сторону”.
Статья 44 распространяет это правило и на лиц, постригшихся в монахи
“до сего государева указу”.
В отношении купленных вотчин лица, постригшиеся в монахи, обладали большими правами распоряжения.
Они могли продать и
“уступить безденежно” кому угодно.
Но передача в монастыри купленных вотчин также исключалась.
Российское законодательство X-XX вп.
T.3.
С.
188.
7’’ Российское законодательство X-XX вв.
Т.З.
С.
188.
“”’ Российской законодательство X-XX вп.
Т.З.
С.
188.
83 Таким образом, согласно Соборному Уложению церковь лишалась легальной возможности увеличивать свои земельные владения путем покупки вотчин и заклада вотчин “на поминок”.
Следует обратить внимание и на тот факт, что Соборное Уложение ввело запрет на приобретение вотчин не только монастырям, но и высшим церковным иерархам.
Законодатель, предвидя недовольство духовенства, подчеркнул, что
решения, направленные на ограничение церковного землевладения, приняты государем но совету с патриархом и всем освященным собором, с боярами и выборными людьми.
Авторитет всего
“земского собора должен был поддержать смелое решение этого острого вопроса, затрагивавшего самые разнообразные интересы и церковные, и государственные”182 Важным было и то обстоятельство, что запрет продавать, и отдавать вотчины, в монастыри дан, не в виде специального церковного установления, как это было в 1580 и 1584 годах, а в качестве общегосударственного закона, введенного в новый кодекс.”” Однако Соборное Уложение 1649 года не остановило полностью рост церковного землевладения.
Он продолжался и после 1649 года, в основном за счет царских пожалований.
Например, обширные вотчины получили монастыри, вновь построенные патриархом Никоном, Воскресенский, Истринский, Иверский, Крестный.
Вотчинами обеспечивались дома вновь учрежденных епархий.184 Не смотря на царские пожалования земель церкви, темпы роста церковного землевладения значительно понизились.
По данным, приведенным Я.В.
Водарским, во второй половине XVII столетия удельный вес владений церкви в феодальном землевладении страны 181 Российское законодательство Х-ХХ ни.
T.3.
С, 188-189.
182 Три пека.
Историографическим сборник/Под ред.
П.В.
Каллаша.
Т.
I.
С.
188 “° Миньков Л.Г.
Уложение 1649 года Кодекс феодального права России.
С.
196.
“*‘Русское православие: вехи истории.
С.
180.
84 неуклонно сокращался: в конце XVI века церкви принадлежало около трети всех частновладельческих земель и крестьян, в 1678 году 21%, в 1719 17%.,Х5 Все монастырские и церковные земли передавались в ведение Монастырского приказа.186 Эта мера поставила церковное землевладение под контроль государства.

[Back]