Проверяемый текст
Арсеньева, Галина Витальевна; Государство и церковь во второй половине XVI - первой четверти XVIII вв. : Историко-правовое исследование (Диссертация 1999)
[стр. 80]

ховные лица, подсудные патриарху, в этом случае отвечают в тех же приказах .
Грамота отменила прежнее правило, применявшееся в подобных случаях
местный суд; предпочтение отдавалось светскому суду.
Можно предположить, что в
данном случае отражен процесс борьбы между государством и Церковью не за юрисдикцию, а за доходы.
В Соборном уложении проблема подсудности духовенства (и лиц от него зависимых) решается в
ХП-Х1П главах.
Статья 1, главы XIII объявляет о создании специального государственного органа Монастырского приказа.
Одна из основных функций монастырского приказа «...

на митрополитов, и на архиепископов, и на епископов и на их приказных и дворовых людей, и на детей боярских, и на их крестьян, и на монастыри.
..
во всяких
исцовых исках суд давати...» .
Согласно указанной статьи, духовенство подлежало по основной массе дел государственному суду.
В остальных статьях
ХП1 главы Уложения, касается конкретных сторон судопроизводства: иски духовных лиц и их людей к лицам недуховного ведомства рассматриваются в тех приказах, где, кто подсуден; встречный иск удовлетворяется в том же суде, что и основной; иски, не превышающие 20 рублей, как исходящие от духовенства и зависимых от них людей, так и предъявляемые им, подлежали юрисдикции городских воевод.
Таким образом, подсудность духовных лиц подводилась под общее положение.
Под церковной юрисдикцией Соборное уложение оставило все проступки и преступления, направленные против религии.

Глава XII Соборного уложения отразила привилегии в области суда, оставленные за патриархом: «На патриарших приказных и на дворовых людей и См.: Рожков И.
Происхождение самодержавия в России .
С.
133.
Российское законодательство Х-ХХ вв.
Т.З.
С.158.
80
[стр. 42]

86 Таким образом, реформа лишила церковь следующих привилегий:  o церковные иерархии и монастыри лишались права иметь свои слободы на посадах;   конфискации подлежали те слободы, которыми иерархи и монастыри уже владели;   земли, выгодные с точки зрения ремесленного производства и торговли (граничащие с посадом) заменялись другими.
 Соборное Уложение 1649 года лишало церковную организацию и некоторых судебных привилегий.
Как уже указывалось в первой главе данного исследования, Стоглавый Собор устанавливал подсудность духовенства (и людей от него зависимых) гражданскому суду только по уголовным делам.
Остальные дела решались архиереями через посредство двух родов слуг духовных и светских.
В первой половине XVII столетия царская власть предпринимала попытки уменьшить судебные привилегии церкви, закрепленные в Стоглаве.
В 1621 году патриарху Филарету была пожалована грамота, устанавливающая следующий порядок суда: все духовные лица собственной епархии патриарха подсудны самому патриарху; в случае, если они сами предъявляют иск к человеку, не подлежащему юрисдикции патриарха, их иски разбираются и решаются в тех приказах, где ведомы судом ответчики; если ответчики выступают с встречным иском, то духовные лица, подсудные патриарху, в этом случае отвечают в тех же приказах.194 Грамота отменила прежнее правило, применявшееся в подобных случаях сместный суд; предпочтение отдавалось светскому суду.
Можно предположить, что в
’” Рожков II.
11роисхожж11ие самодержавия в России.
С.
131.
87 данном случае отражен процесс борьбы между государством и церЩ ковыо не за юрисдикцию, а за доходы.
В Соборном Уложении проблема подсудности духовенства (и лиц от него зависимых) решается в
XII и XIII главах.
Статья 1 главы XIII объявляет о создании специального государственного органа Монастырского приказа.
Одна из основных функций Монастырского приказа
“…на митрополитов, и на архиепископов, и на епископов, и на их приказных и дворовых людей, и на детей боярских, и па их крестьян, и на монастыри… во всяких истцовых исках суд давати…“19” Согласно указанной статьи, духовенство подлежало по основной массе дел государственному суду.
В остальных статьях
XIII главы Уложение касается конкретных сторон судопроизводства:  иски духовных лиц и их людей к лицам недуховного ведомства рассматриваются в тех приказах, где кто подсуден;   встречный иск удовлетворяется в том же суде, что и основной;   иски, не превышающие двадцати рублей, как исходящие от духовенства и зависимых от них людей, так и предъявляемые им, подлежали юрисдикции городских воевод.
Таким образом, подсудность духовных лиц подводилась под общее положение.
Под церковной юрисдикцией Соборное Уложение оставило все проступки и преступления, направленные против религии.

Ф ’”’, Российс кое законод атели: ню XXX ни.
Г.
3.
С.
158.

[Back]